Внешняя торговля под давлением пандемии

Внешняя торговля под давлением пандемии

О внешнеторговом обороте Узбекистана в I квартале 2020 года

Сегодня человечество переживает беспрецедентный кризис, вызванный пандемией коронавируса. По прогнозам Всемирной торговой организации, спад объемов международной торговли в 2020 году может составить от 13 до 32%, что превосходит отрицательные результаты мирового кризиса 2008 года.

Одной из ключевых отличительных черт сегодняшнего кризиса от предыдущих является возросшая роль трансграничных производственно-сбытовых цепочек, в центре которых находится Китай. В связи со вспышкой коронавируса в декабре 2019 года власти КНР ввели жесткие ограничительные меры, которые негативно повлияли на экономику страны. За январь-февраль промышленное производство в КНР снизилось на 13,5%, а внешнеторговый оборот (ВТО) сократился на 11% в сравнении с тем же периодом прошлого года. И это отрицательно сказалось на производственно-сбытовых цепочках по всему миру, не стал в этом исключением и Узбекистан, что отразилось и на показателях его внешнеэкономической деятельности за I квартал.

Основные тренды первого квартала

В I квартале текущего года внешнеторговый оборот Республики Узбекистан составил 8,1 млрд. долларов США, что на 10% (924,1 млн. долл. США) ниже от уровня аналогичного периода прошлого года. В частности, экспорт упал на 10,9%, а импорт в страну сократился на 9,7%.

Основная доля внешнеторгового оборота Узбекистана (около 60%) приходится на 5 стран – Китай, Россия, Казахстан, Республика Корея и Турция. Доля этих стран во внешнеторговом обороте Узбекистана в I квартеле существенно изменилась. Доля КНР снизилась с 21 до 17%, сравнявшись с долей России. Также наблюдалось уменьшение долей Казахстана и Республики Корея на 1%.

Что же касается абсолютных значений, то наблюдалось явное снижение ВТО со всеми странами-партнерами, за исключением России. Самое значительное снижение объемов произошло, как и ожидалось, с Китаем – на 17% (288,5 млн. долларов США) и с Республикой Корея – на 22% (154,8 млн. долларов США).

Основная доля снижения ВТО Узбекистана с КНР пришлась на экспорт товаров и услуг. По сравнению с прошлым годом, экспорт в КНР сократился на 35% (215,4 млн. долл. США), а импорт из Поднебесной снизился на 7% (73,1 млн. долл. США). То есть если весь экспорт Узбекистана в I квартале 2020 года снизился на 413,5 млн. долл. США, то 52% снижения приходятся на КНР. Такие показатели объясняются проблемами в международной и локальной логистике, трудностями поступления заказов и растущими торговыми барьерами, вызванными пандемией.

В структуре узбекского экспорта в КНР наибольшую долю занимают услуги, минеральное топливо, смазочные масла и промышленные товары.

В связи с ограничениями на выезд из КНР, количество посетителей в Узбекистан в феврале текущего года снизилось на 75,2%, по сравнению с прошлым годом (2841 человек). Это сказалось на экспорте услуг в I квартале 2020 года, который снизился на 14% (24,1 млн. долл. США). Если в 2019 году Узбекистан посетили 61,9 тыс. китайских туристов, то в текущем году ожидается значительное снижение этой цифры.

Спад экспорта минерального топлива, смазочного масла и аналогичных материалов на 33% (57,6 млн. долл. США) наряду с влиянием пандемии может также объясняться решением правительства прекратить экспорт природного газа с целью его переработки в полимерную продукцию с большей добавленной стоимостью, которую более выгодно экспортировать. Следует также учитывать, что, начиная с февраля, КНР приостановила импорт газа из-за снижения экономической активности и потребления внутри страны.

Также наблюдалось сокращение экспорта промышленных товаров – изделий из кожи, металла, резины, текстильной продукции – на 38% (55,3 млн. долл. США). Помимо этого снизился экспорт непродовольственного сырья, кроме топлива, на 28% (57,5 млн. долл. США), химических веществ и аналогичной продукции на 50% (17,5 млн. долл. США).

Наращивание экспортного потенциала

Несмотря на то, что влияние пандемии коронавируса на экономику является временным явлением, тем не менее, ее экономические последствия будут иметь долговременный характер. Необходимо учитывать, что в I квартале, на итоги внешнеэкономической деятельности которого пандемия уже оказала негативное влияние, карантинные меры еще не были введены в Узбекистане и в ряде важных торгово-экономических партнерах Узбекистана. Введение же карантинных мер по всему миру ведет к дальнейшему нарушению трансграничных производственно-сбытовых цепочек и, самое главное, снижению покупательной способности населения, а значит, и совокупного мирового спроса. Это предполагает дальнейшее усиление конкуренции за внешние рынки сбыта.

В этих условиях особое значение приобретают усиление конкурентных преимуществ и наращивание экспортного потенциала узбекской экономики. Очень важно укреплять позицию отечественных предприятий в глобальных производственно-сбытовых цепочках. В связи с этим важное значение будет иметь обеспечение доступа экспортоориентированных предприятий к различным финансовым инструментам, включая краткосрочные предэкспортные кредиты, банковские гарантии и другие виды страхования экспортных операций.

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №5 (245) 2020

Поделиться постом

Похожие новости