COVID -19: Социальная роль правительств

COVID -19: Социальная роль правительств

Практика Узбекистана на фоне зарубежных практик

В мировой практике наблюдается три способа помощи правительства людям и предприятиям во время пандемии:

  1. Национальные правительства могут выделять средства местным органам власти для мобилизации клиник и медицинского персонала в пострадавших районах, как это сделали Китай и Корея.
  2. Правительства могут своевременно, адресно и временно обеспечить денежными средствами людей и предприятий, которые больше всего пострадали от последствий пандемии.
  3. Правительства также призваны обеспечить непрерывность экономической в стране. Все министерства и органы власти (министерство финансов, налоговая, таможенная администрация, или же др.) должны быть способны предоставлять услуги гражданам, налогоплательщикам и импортерам, максимально полагаясь на электронные и дистанционные технологии.

Практики решения проблемы

В настоящих условиях в период политики сдерживания распространения зараженности и карантинов все правительства думают о способах обеспечения основных потребностей людей, находящихся в вынужденной изоляции, и о мерах быстрого восстановления экономики после пандемии (чтобы предприятия не потерпели банкротства, а работники могли как можно быстрее вернутся на рабочие места).

Важную роль в этих целях играют инструменты доступных для реализации антикризисных программ, которые могут финансироваться из собственных бюджетов, или, если возможно, из грантов международных организаций (таких как Всемирный банк, МВФ, ООН). Особенно это важно для тех стран, в которых большое количество людей находится за чертой или близко к национальной черте бедности, и которые могут столкнуться с проблемой роста бедности из-за пандемии, что будет иметь негативные последствия для экономики в будущем.

В основу антикризисных мер многих стран поставлена Стратегия обеспечения всего населения универсальным базовым доходом. Например, США объявили о предоставлении каждому гражданину 1200 долл. США и Япония рассматривают возможность выплатить семьям наличные деньги на базовом уровне. Франция, Япония и Корея предоставляют частным лицам субсидии на отпуск, чтобы заботиться о детях во время закрытия школ. Франция предлагает оплачиваемый больничный отпуск людям, непосредственно пострадавшим от последствий вируса, которые вынуждены сидеть дома.

Узбекистан: первый социальный пакет мер

В Узбекистане через 5 дней после выявления первых случаев заражения коронавирусом был утвержден масштабный пакет мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, поддержке предпринимательства, занятости населения, включая реализацию инфраструктурных проектов, обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и расширению социальной поддержки населения.

Наряду с общеэкономическими мерами и мерами по поддержке предпринимательства, экспорта, информированию населения, обеспечению рынков продовольствием и финансовой стабильности, особое внимание уделяется и мероприятиям по социальной защите и обеспечению продовольствием. В частности, программа включает следующие важные моменты:

- родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от средней заработной платы;

- увеличивается на 10% количество получателей пособий – семей с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им 2 лет и материальной помощи;

- обеспечивается своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Госбюджета и приостановивших свою деятельность;

- вводится упрощенная система выдачи населению документов о временной нетрудоспособности;

- в период приостановления деятельности дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям) воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставляется ежегодный отпуск (в том числе проработавшим менее 6 месяцев), независимо от графика использования ежегодного отпуска.

- работодатели могут переводить работников, особенно беременных женщин, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и страдающих хроническими заболеваниями, с их согласия на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или на работу на дому.

30 марта Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассмотрел новый пакет мер, который включает в себя конкретные задачи по усилению социальной защиты одиноких престарелых, инвалидов и малообеспеченных семей, насыщению рынка продовольствием и лекарственными средствами, недопущению роста цен на них, предотвращению уменьшения оборотных средств субъектов предпринимательства и предоставлению им дополнительных льгот, решение по которому вскоре должно быть принято.

Подходы к социальной помощи: адресность или универсальность

В условиях развивающихся стран, включая и Узбекистан, проблема борьбы с коронавирусом осложняется тем, что в этих странах существует высокий уровень неформальной занятости. Значительная часть людей работает не по официальному найму или практикуют натуральное хозяйство. Даже в формальном секторе проблема обеспечения ликвидности работодателей (посредством займов или грантов), чтобы они могли платить своим работникам в условиях кризиса, остается актуальной. Для неформального сектора эта проблема намного усложняется. Поэтому у этих стран нет иного выбора, кроме как укреплять систему социальной защиты для оказания помощи населению во время пандемии.

Усиление социальной защиты в этих условиях ставит вопрос определения суммы помощи для определенных категорий населения. Например, в некоторых странах размер помощи для каждого человека определяется как 10% от месячного ВВП на душу населения. Правительства могут определять эти цифры, во многом, в зависимости от того, является ли такая помощь адресной (когда, могут получать только определенные люди) или универсальной (когда могут получать все категории населения). В силу того, что общая сумма выделенных средств на программу помощи ограничена, размер помощи на человека оказывается выше в случае, когда применяется адресный подход (метод) реализации программы.

Вместе с тем, в мировой практике существуют определенные правила касательно выбора метода реализации программ:

- в странах с низкой долей бедных и почти бедных (менее 50%), адресный подход значительно увеличит эффективность программ социального обеспечения или же фискальное бремя для достижения того же уровня поддержки становится меньше. Однако это возможно только в том случае, если в этих странах есть системы для быстрого и дешевого таргетирования (безошибочного определения людей, которым необходима помощь). В этом случае, ключевым является составление списка получателей помощи дистанционно, что более безопасно во время пандемии.

- в странах с большой долей бедных или почти бедных и в странах, где нет возможности таргетирования, универсальные трансферты, скорее всего, будут более эффективными, чтобы предотвратить снижение жизненного уровня большого количества людей за черту бедности. Универсальные трансферты могут быть гораздо более практичными если доходы большинства людей в стране резко сократятся (даже временно) во время карантина, и если у них мало сбережений/активов. В этом случае, выгоды от таргетирования резко сокращаются по сравнению с издержками риска попадания большого количества в число бедных.

Таргетировать поддержку населения

В условиях Узбекистана, где доля населения за чертой бедности составляет не очень большую часть, эффективнее будет использовать адресный подход (9,6% по уровню черты 3,2 долл. и 36,6% по уровню черты 5,5 долл.). Здесь одним из вариантов является применение географического таргетирования, нацеленного на административные единицы с большим числом бедного населения (например, Андижанская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская области и Республика Каракалпакстан). Более того, на данный момент имеется и информация о состоянии доли бедного населения по районам страны, которой можно будет пользоваться при распределении денежных средств.

Для этого имеется необходимая инфраструктура связи с административными единицами, в лице института махалли, которые могут предоставлять центральному правительству информацию о бедных домохозяйствах, или же решать вопросы равного распределения средств между домохозяйствами. Начать решение этих вопросов целесообразно с самых бедных районов страны. Также важен момент с материально-техническим обеспечением денежных переводов с точки зрения минимизации контакта между людьми в условиях пандемии. В международной практике используется метод перевода денег с телефонного счета одного человека на счет другого, и, следовательно, деньги на счетах могут быть использованы для обмена.

Решить вопросы социальной поддержки малоимущих может помочь и система выдачи купонов самым уязвимым категориям населения, чтобы те могли приобретать продукцию бесплатно или же по заниженным ценам. Поддержка государством благотворительной деятельности населения, международных организаций и доноров также играет важную роль в поддержке усилий по обеспечению защиты маргинальных и обездоленных слоев населения.

В заключение необходимо отметить, что сочетание программы социальной защиты с другими программами поддержки населения стимулирует рост эффективности от реализации этих программ.

Бахтишод Хамидов, ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости