Внешнеторговый оборот за 9 месяцев составил 31,6 млрд долларов США

Внешнеторговый оборот за 9 месяцев составил 31,6 млрд долларов США

Архивное фото

По итогам января-сентября 2019 года, внешнеторговый оборот республики за отчетный период составил 31,6 млрд долл. США и вырос на 8,57 млрд долл. США, или на 37,2 % больше, чем к соответствующему периоду прошлого года. Из этого числа экспорт достиг 13,67 млрд долл. США (темпы роста – 45,5 %), а импорт – 17,97 млрд долл. США (темпы роста – 31,5 %), говорится в отчете Государственного комитета по статистике.

При этом отмечается пассивный баланс внешнеторгового оборота на сумму 4,29 млрд долл. США.

Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 181 страной мира. Нaибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (18,7 %), Российской Федерацией (14,9 %), Казахстаном (8,3 %), Республикой Корея (6,6 %), Турцией (5,8 %), Германией (2,4 %) и Кыргызстаном (2,0 %).

Среди торговых партнеров Узбекистана на первом месте находится Китай, товарооборот с которым составил 5,9 млрд долларов за отчетный период, на втором — Россия с 4,7 млрд долларов, на третьем — Казахстан с 2,6 млрд долларов.

За отчетный период число субъектов, занимающихся экспортом товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло на 1 074 ед. и их общее количество составило 5 135 ед. Объем экспорта Республики Узбекистан в январе-сентябре 2019 года составил 13 677,0 млн. долл. США (рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достиг 45,5 %). Удельный вес товаров по экспорту составил 81,4 %, из них энергоносители и нефтепродукты – 16,1 %, текстиль и текстильные изделия – 8,6 %, продовольственные товары – 8,4 %, цветные металлы и изделия из них – 5,2 %, химическая продукция и изделия из нее – 4,9 %.

Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе-сентябре 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, существенных изменений не произошло, однако следует отметить, что объем экспорта всех видов товаров и услуг, помимо химической продукции и изделий из нее, в январе-сентябре 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился.

За последние три года в динамике наблюдается диверсификация структуры экспорта. Так, доля энергоносителей и нефтепродуктов возросла на 3,7 п. п. и составила 16,1 %, продовольственных товаров - 2,1 %, черных металлов и изделий из них – 0,5 %. По остальным позициям отмечается снижение доли за счет существенного роста в структуре экспорта доли продовольственных товаров, энергоносителей и нефтепродуктов.

Наибольшую долю экспорта товаров занимают природный газ (доля в общем объеме экспорта товаров 18,1 %), текстильные изделия (10,6 %), медь и изделия из нее (4,6 %), плоды и ягоды (4,6 %). За последние три года возрос объем экспорта в страны СНГ и их доля в общем объеме экспорта увеличилась с 32,3 % в 2017 году до 34,1 % в 2019 году. Соответственно доля в общем объеме экспорта других зарубежных стран составила 65,9 %.

По сравнению с прошлым годом основными нашими партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте в январе-сентябре 2019 года являлись такие страны, как КНР (16,4 % от общего объема экспорта), Российская Федерация (13,1 %), Казахстан (8,5 %), Турция (6,4 %), Кыргызстан (3,9 %), Афганистан (3,1 %) и Таджикистан (1,7 %). Их доля в общем объеме экспорта превысила 50 %.

В текущем году среди семи крупных стран-партнеров по экспорту товаров и услуг Таджикистан восстановил свое место по доле экспорта вместо Ирана. Наряду с этим, Кыргызстан из года в год укрепляет свою позицию, опередив Иран и Афганистан.

Наибольший объем в составе экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров составляют энергоносители и нефтепродукты, химическая продукция и изделия из нее, а также продовольственные товары.

Объем экспорта услуг в январе-сентябре 2019 года составил 2 544,8 млн.долл.США, или 18,6 % от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 12,7 %. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги и поездки (туризм).

Экспорт плодоовощной продукции Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 1 031,7 тыс. т и, в стоимостном выражении, 959,3 млн. долл. США (темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно составили 116,6 % и 146,4 %). Из них было экспортировано более 612,8 тыс. т овощей на сумму 449,2 млн. долл.США, а также 418,9 тыс. т плодов и ягод на сумму 510,1 млн.долл.США (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно составили 189,5 % и 122,0 %).

В январе-сентябре 2019 года доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 7,0 %.

За январь-сентябрь 2019 года объем экспорта текстильной продукции составил 1 174,9 млн.долл.США и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на 21,4 %, что достигло 8,6 % от общего его объема. В структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (56,3 %), а также готовые трикотажные и швейные изделия (23,1 %). С начала года более 384 видов текстильной продукции было экспортировано в 56 стран мира.

В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал нашей страны в этой области возрастает. Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию (443,0 млн.долл. США – 37,7 %), Китай (316,7 млн.долл. США – 27,0 %) и Турцию (131,2 млн.долл. США – 11,2 %).

За январь-сентябрь 2019 года объем импорта в Республике Узбекистан составил 17 968,8 млн. долл. США (темпы роста – 31,5 %). Основную долю в его структуре занимают машины и оборудование, включая части и комплектующие (44,8 %), химическая продукция и изделия из нее (12,7 %), а также продовольственные товары (7,5 %).

Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе-сентябре 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, объем импорта товаров увеличился на 4 156,3 млн. долл. США и составил 16 167,6 млн. долл. США. Импорт услуг достиг 1 801,2 млн. долл. США.

Наибольший удельный вес импорта энергоносителей и нефтепродуктов (95,0 % ), цветных металлов и изделий из них (66,1 %), продовольственных товаров (65,9 %), а также черных металлов и изделий из них (65,1 %) приходится на страны СНГ, тогда как на другие зарубежные государства львиная доля выпадает на машины и оборудование (88,3 %), а также на химическую продукцию и изделия из нее (79,0 %).

Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе-сентябре 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, доля импорта машин и оборудования, включая части и комплектующие, в общем его объеме увеличилась с 40,8 % до 44,8 %, а доля импорта продовольственных товаров снизилась с 8,7 % до 7,5 %.

По итогам отчетного периода на первое место среди крупных странпартнеров по импорту вышел Китай с долей импорта в общем объеме 20,4 %, опередив Российскую Федерацию с долей 16,2 %. Сингапур попал в топ двадцати крупных стран-партнеров по импорту за счет ускоренного роста объема импорта со стороны Республики Узбекистан (с темпом роста в 7,6 р. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Поделиться постом

Похожие новости