Цифровая сельскохозяйственная эволюция

Цифровая сельскохозяйственная эволюция

От трудосберегающего к землесберегающему и «умному» сельскому хозяйству. О том, что делается в этом направлении в Узбекистане.

Траектории сельскохозяйственной эволюции

В настоящий период в отрасли сельского хозяйства прослеживаются следующие общие тенденции. Это, во-первых, сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве, во-вторых, сокращение доли сельхозпроизводства в общем объеме производимой в стране продукции. В научной литературе описываются два направления развития сельского хозяйства – это трудосберегающий и землесберегающий технологические способы производства (ТСП).

Первый способ – трудосбрегающий, предусматривает сокращение (экономию) затрат труда в сфере сельского хозяйства и перетекание высвобождаемых там трудовых ресурсов в другие сферы экономики. По такому направлению развивалось сельское хозяйство в большинстве западных стран, в которых наблюдался значительный рост числа рабочих мест в промышленности, торговле, предоставлении услуг и одновременно сельское хозяйство обеспечивалось необходимой техникой, которая повышала производительность труда и высвобождала лишние трудовые ресурсы. Таким образом, доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, то есть происходило трудосбережение, а за счет его механизации повышалась производительность труда и обеспечивалось производство необходимого количества сельхозпродукции. Например, в США и многих европейских странах в сельском хозяйстве занято не более 2% трудоспособного населения, которые помимо обеспечения внутреннего рынка производят также в больших объемах сельхозпродукцию на экспорт.

Второй способ – землесберегающий, характерен для стран, в которых трудовые ресурсы в сфере сельского хозяйства были в изобилии и мотивации их сокращения путем увеличения производительности труда не было, так как практически отсутствовала возможность их перетекания в другие сферы экономики в связи с медленными темпами их развития, в частности промышленного сектора. В связи с этим инвестиции вкладывались не в механизацию, увеличивающую производительность труда, а в системы, улучшающие плодородие почвы, ирригацию, широкое использование удобрений. Таким образом, при землесберегающем способе на первый план выдвигалась задача повышения продуктивности земли, её плодородия, то есть землесбережение, а повышение производительности труда за счет механизации отодвигалось на второй план.

Страны с трудосберегающим ТСП на определенном этапе столкнулись с проблемой нехватки земельных ресурсов и пришли к необходимости перехода к наукоемкому этапу развития сельского хозяйства, предусматривающему создание т.н. «smart» (умного) сельского хозяйства. При этом в таких странах сельское хозяйство, в основном, уже было глубоко механизировано, а трудовые ресурсы (фермеры) в своем большинстве умели пользоваться и, что немаловажно, были заинтересованы во внедрении «умных» технологий в процессы производства сельхозпродукции.

В результате в сельском хозяйстве этих стран существенно повысилась продуктивность земли за счет обеспеченная необходимых потребностей в минеральных удобрениях, создания принципиально нового семенного материала, внедрения биотехнологий и технологий «точного» земледелия, которые обеспечили высокий уровень ресурсосбережения.

В свою очередь страны с землесберегающим ТСП также были заинтересованы в росте производительности труда, объемов производимой сельхозпродукции и снижении издержек по её производству, так как в этих странах растет численность населения, при том, что продукция сельского хозяйства является основным экспортным продуктом. В связи с этим страны с землесберегающим ТСП пытаются решить сразу две задачи: повышение механизации производственных процессов для увеличения производительности труда, а также внедрение инновационных, наукоемких технологий для увеличения объемов производства сельхозпродукции.

Однако следует отметить, что страны с землесберегающим ТСП имеют значительно худшие стартовые позиции для постепенного перехода к «умному» сельскому хозяйству и, соответственно, им необходимо будет принимать меры по повышению не только уровня механизации сельского хозяйства, но и общего уровня промышленного и технологического развития страны. При этом применять опыт развитых стран по внедрению «умного» сельского хозяйства придется с учетом специфики сложившегося технологического способа производства сельхозпродукции, а также желания и готовности фермеров к внедрению инноваций.

Узбекистан, наряду с другими странами, например Китаем, в данной классификации стран по технико-экономическим этапам развития сельского хозяйства отнесен к странам, использующим землесберегающий ТСП, и обе страны находятся на капиталоемком этапе, при котором идет наращивание фондовооруженности аграрного производства. Что касается таких стран, как Япония и Республика Корея, то они уже прошли капиталоемкий этап землесберегающего ТСП и находятся на следующем – наукоемком этапе развития сельского хозяйства, аналогично США и европейским странам, использующим при этом трудосберегающий ТСП.

Следует отметить, что в сельском хозяйстве стран землесберегающего ТСП, в которых цена ручного труда в сельском хозяйстве низкая, продуктивность вложенного капитала (фондоотдача), по сравнению с западными странами, будет значительно выше. Поэтому, например, в Китае и Индии, с учетом перенаселения в сельской местности, экономические стимулы для изменения соотношения ручного и механизированного труда в сельском хозяйстве достаточно слабые, так как сложившееся соотношение обеспечивает рентабельность сельхозпроизводства. Подобная ситуация характерна и для Узбекистана, где половина населения проживает в сельской местности и 27% трудоспособного населения занято в сфере сельского хозяйства.

«Умный» мэйнстрим

По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с увеличением численности населения земли сельскохозяйственные площади на душу населения стремительно уменьшаются. В связи с этим, для того, чтобы обеспечить продуктами питания растущее мировое население, фермерам к 2050 году необходимо будет стабильно производить почти в полтора раза больше урожая.

Для достижения этих показателей агрокомплексам потребуется применение безопасных для окружающей среды средств защиты посевов и другие технические инновации, которые будут вести к росту урожайности с единицы площади и при этом обеспечивать защиту экологии. В связи с этим внедрение «умного» сельского хозяйства позволяет максимально автоматизировать сельскохозяйственную деятельность, повышать урожайность и качество продукции, а также сокращать издержки.

Использование роботизированных комплексов в сельском хозяйстве, по подсчетам экспертов, позволяет:

- повысить эффективность бизнес-процессов в среднем на 50-70% благодаря снижению расхода ГСМ, сокращению потерь воды и электроэнергии;

- увеличить качество уборки урожая за счет оптимизации основных рабочих процессов и снижения потерь сельхозпродукции до 60-80%;

- повысить урожайность культур в 1,5-2 раза;

- сократить стоимость работ, связанных с посадкой культур до 80%.

Таким образом «умное» сельское хозяйство — это вызов времени, но для того, чтобы сельхозпроизводитель присоединился к внедрению «умных» технологий, у него должна быть мотивация, он должен быть уверен, что благодаря новым технологиям он действительно будет экономить и увеличивать свою прибыль, тогда он сам будет инициировать их внедрение.

При этом «умные» технологии невозможно реализовывать без квалифицированных кадров, которые могут исправлять всевозможные технические ошибки и сбои, от которых не застраховано ни одно «умное» устройство, поэтому для внедрения «умных» технологий нужен умный потребитель.

В то же время следует отметить, что, по оценкам ФАО, ежегодно в мире пропадает или выбрасывается почти треть всего произведенного продовольствия в виде готовых продуктов – это около 1,3 млрд. тонн примерно на один трлн. долл. При этом фермеры выбрасывают 30-40% всех выращиваемых продуктов, так как розничные торговцы и производители закупают только сельхозпродукцию, которая проходит калибровку и имеет соответствующую форму, размер и цвет, а в случае крупного урожая, при благоприятных температурах, фермеры не всегда могут найти рынок сбыта для всего выращенного объема продукции. Но эти проблемы должны решаться скорее не «умным» селом, а «умным» потреблением.

Сельскохозяйственный пейзаж Узбекистана в цифрах

По данным Госкомземгеодезкадастра, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Узбекистане составляет 20,3 млн. га (43% от общей площади страны), из них 4,2 млн. га являются поливными. За последние 15 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась более чем на 5%, а в расчете на душу населения – на 22%, в основном, за счет пастбищ, садов и виноградников.

Примерно 80% водных ресурсов Узбекистана поступают из соседних стран. За последние 15 лет площадь орошаемых земель на душу населения уменьшилась примерно на 25% – с 0,23 га до 0,16 га, главным образом, в связи с ростом населения. По оценкам АБР, при сохранении существующих тенденций в течение следующих 30 лет площадь орошаемых земель может сократиться еще на 20-25%.

По данным Госкомстата, численность населения, проживающего в сельской местности, составляет 16,5 млн. чел., или 49,5% от общей численности населения, и в сельском хозяйстве занято порядка 27% трудоспособного населения страны.

На начало 2017 года число действующих фермерских хозяйств составляло 132,4 тыс. единиц, а закрепленная за ними общая земельная площадь была равна 5,8 млн. гектаров, впоследствии, в связи с укрупнением фермерских хозяйств, их число уменьшилось до 77,5 тыс. единиц. Количество дехканских (личных подсобных) хозяйств в настоящее время составляет около 4,8 млн. единиц.

По данным Госкомстата, в 2018 году объем произведенной в сельском хозяйстве продукции составил 199,5 трлн. сум., из них 102,5 трлн. сум, или 53,2%, приходятся на продукцию растениеводства и 90,2 трлн. сум., или 46,8%, – на продукцию животноводства. В то же время валовая добавленная стоимость сельского, лесного и рыбного хозяйства составила 117,3 трлн. сум., а его доля в отраслевой структуре ВВП – 32,4%.

При этом 70% общего объёма продукции сельского хозяйства произведено дехканскими (личными подсобными) хозяйствами, 27,3% – фермерскими и 2,7% – организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность.

Дехканские (личные подсобные) хозяйства являются основными производителями большинства видов продукции растениеводства, в частности, ими было произведено 88,4% от всего объема картофеля, 74,3% овощей, 60,8% бахчевой продовольственной продукции, 62,6% плодов и ягод и 55% винограда.

В свою очередь фермерскими хозяйствами произведено 78,7% объемов зерновой продукции и 96,2% заготовленного хлопка-сырца.

В области животноводства 93,6% крупного рогатого скота приходятся на дехканские (личные подсобные) хозяйства и только 5% на фермерские хозяйства, остальные 1,4% на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность. По общему числу овец и коз на дехканские (личные подсобные) хозяйства также приходится основная доля – 84,1%, на фермерские хозяйства – 10,9% и на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, – 5%. В птицеводстве от общего числа птиц на дехканские (личные подсобные) хозяйства приходятся 58%, на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, – 27,9% и на фермерские хозяйства – 14,1%.

Соответственно, дехканские (личные подсобные) хозяйства производят основной объем не только растениеводства, но и продукции животноводства, в частности, 92,6% от общего объёма мяса в живом весе, 95,6% молока, 58,4% яиц, 87,5% шерсти, 83,2% каракуля и т.д.

Таким образом, в Узбекистане половина населения республики проживает в сельской местности, более 1/4 части трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, которое производит более 1/3 ВВП. При этом основная доля продукции растениеводства и животноводства производится дехканскими (личными подсобными) хозяйствами, а фермерские хозяйства производят основную часть зерновой и хлопковой продукции.

Экспортные показатели сельхозпроизводства

Экспортные акценты

По данным Госкомстата, в 2018 году было экспортировано продовольственных товаров на сумму 1097,7 млн. долл. (7,7% от всего экспорта), из них плодоовощной продукции – на сумму 874,5 млн. долл. При этом следует отметить, что импорт продовольственных товаров превысил на 44% экспорт и составил 1581,6 млн. долл.

Хлопка-волокна было экспортировано на 222,1 млн. долл., а экспорт текстильной продукции составил 1603,1 млн. долл., из них на 726,7 млн. долл. (45%) было экспортировано хлопчатобумажной пряжи, то есть практически первичного продукта переработки хлопка-волокна.

Это свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по наращиванию производства экспортоориентированной сельхозпродукции и увеличению доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в текстильной отрасли.

Политика, учитывающая особенности

Для Узбекистана внедрение инноваций в сельское хозяйство должно быть не самоцелью или следованием современным трендам развития данной отрасли, а продуманной политикой, учитывающей климатические, географические, демографические особенности страны, специфику земледелия, общий технологический уровень развития экономики, сферы ИКТ, доступность интернета, особенно в сельской местности, готовность и желание сельхозпроизводителей применять технологии «умного» сельского хозяйства.

Кроме этого, необходимо учитывать, что основная доля плодоовощной и мясомолочной продукции (почти 90%) производится дехканскими (личными подсобными) хозяйствами, занимающимися мелкотоварным производством, где внедрение инноваций и современных информационных технологий должно сопровождаться, прежде всего, обеспечением их высокопродуктивными саженцами, семенами, знаниями по экономному расходованию удобрений, химикатов, применению капельного орошения, предоставлением возможности приобретения племенных пород скота, развития кормовой базы и постепенного внедрения пилотных проектов в рамках реализации программы «умного» сельского хозяйства.

При этом инновационная модернизация сельского хозяйства Узбекистана может осуществляться по следующим взаимодополняемым направлениям:

- внедрение инноваций в отдельные сегменты отрасли, например, использование современных методов и технологий выращивания и селекции семян востребованных культур, создание новых сортов и видов плодовых деревьев, переход на выращивание культур, приносящих наибольшую прибыль, биологические (с помощью насекомых) методы борьбы с вредителями и др.;

- внедрение инноваций и современных информационно-коммуникационных технологий с целью более широкого использования технических устройств и систем «интернета вещей» в обеспечение функционирования «умного» сельского хозяйства, включающего в себя цифровое картографирование полей, точное земледелие, создание «умных» теплиц, животноводческих и птицеводческих ферм и др.

Внедрение «умного» сельского хозяйства в Узбекистане должно прежде всего предусматривать более эффективное использование земельных и водных ресурсов, которое в конечном итоге должно привести к повышению производительности сельхозпродукции и снижению издержек по его производству.

При этом, учитывая демографическую ситуацию и проживание половины населения в сельской местности, повышение продуктивности сельского хозяйства должно сопровождаться не сокращением, а созданием новых рабочих мест в АПК.

Для условий Узбекистана важными направлениями внедрения инноваций и технологий, в частности, могут быть водосбережение (капельное орошение), семеноводство (селекция новых сортов), развитие тепличного хозяйства, снижение потерь урожая, хранение и переработка сельхозпродукции, сокращение «плеча» производитель–покупатель как внутри страны, так и на экспорт.

Меры, пронизанные инновациями

В Узбекистане последние два года взят курс на внедрение инноваций в различные сферы экономики, в том числе и в сельское хозяйство. Основные меры, принимаемые в этом направлении, следующие.

Постановлением Президента от 30 ноября 2017 года «Об организации деятельности Министерства инновационного развития» было утверждено Положение, согласно которому в сфере внедрения инноваций сельского хозяйства внедряются современные формы сельскохозяйственного производства, основанные, прежде всего, на концепции «Умное сельское хозяйство», позволяющие рационально использовать имеющиеся земельные, водные и иные природные ресурсы. Внедряются также инновационные идеи, позволяющие максимально автоматизировать сельскохозяйственную деятельность, существенно повысить урожайность приоритетных сельскохозяйственных культур и улучшить финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий, а также обеспечить продовольственную безопасность страны.

В конце 2017 года при «Узбекозиковкатхолдинге» создана специализированная компания ООО «Беспилотные технологии» по эксплуатации беспилотных систем, которые будут использоваться для обмера посевов сельхозкультур, мониторинга их развития, что позволит своевременно обновлять планово-картографические материалы и устранять недостатки в проводимых агротехнических мероприятиях.

В соответствии с Постановлением Президента от 7 мая 2018 года «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» руководителям органов государственного и хозяйственного управления было поручено ежегодно в срок до 1 октября обеспечивать разработку по согласованию с Мининновации «дорожных карт» инновационного развития соответствующих отраслей и сфер на следующий год.

В соответствии с Постановлением Президента от 17 апреля 2018 года «О мерах по организации деятельности министерства сельского хозяйства» в составе структуры центрального аппарата Минсельхоза образовано «Управление внедрения инновационных технологий и образования», а также ГУП «Агроинновация». В составе управлений сельского хозяйства областей созданы «отделы по привлечению инвестиций, внедрению инноваций и информационных технологий».

В соответствии с Постановлением Президента от 17 апреля 2018 года «О мерах по организации деятельности министерства водного хозяйства» в структуре центрального аппарата Минводхоза образовано «Управление внедрения инновационных технологий и образования». Постановлением в составе структуры Минводхоза образован «Научно-исследовательский институт ирригации и водных проблем». Кроме этого предусмотрена также разработка проекта по «Внедрению современных видов технологий орошения, в том числе программ, рекомендованных организацией по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (FAO)».

20 ноября 2018 года вышло Постановление Президента «О мерах по созданию дополнительных условий для развития тепличных комплексов» в соответствии с которым предусмотрено создание современных тепличных комплексов с использованием альтернативных источников энергии, энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Постановлением предусмотрено создание в Самаркандском районе Самаркандской области пилотного проекта по созданию информационно-консультационного центра сельского хозяйства (экстеншн центр), который будет оказывать информационные и консультационные услуги, а также содействие сельскохозяйственным предприятиям в освоении и внедрении инновационных разработок и передового опыта в сфере сельского хозяйства.

27 декабря 2018 года вышло Постановление Президента «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца», которым предусматривается эффективное использование имеющихся водных ресурсов, широкое внедрение инновационных идей, исследовательских разработок, современных технологий и научных достижений в области выращивания хлопчатника с использованием капельного орошения.

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию и поддержке животноводческой отрасли» от 18 марта 2019 года сельскохозяйственные предприятия обязуются внедрять системы капельного и дождевального орошения на выделяемых им для выращивания кормовых культур богарных и пастбищных земельных участках. Минсельхозу поручено обеспечить ведение электронного учета искусственно оплодотворенных коров и рожденных от них телят. А на Мининновации была возложена организация конкурсов инновационных проектов, направленных на создание новых сортов и гибридов кормовых культур, а также на создание линий и типов местного высокопродуктивного скота.

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и тепличного хозяйства» от 20 марта 2019 года при Минсельхозе создается Агентство по развитию садоводства и тепличного хозяйства. В числе основных задач Агентства – организация широкого применения научных достижений, передовых научных разработок и интенсивных агротехнологий в садоводстве и тепличном хозяйстве, выработка рекомендаций по выращиванию сортов плодовой продукции, востребованных на внешних рынках, а также ведение совместно с Госкомземгеодезкадастром электронного реестра площадей садов и тепличных хозяйств. Минсельхозу поручено до 1 августа 2019 года провести инвентаризацию имеющихся фруктовых садов и тепличных хозяйств на предмет выявления экономически неэффективных с внесением предложений по созданию новых, экономически эффективных, а в срок до 1 сентября 2019 года сформировать единый электронный реестр садовых плантаций и тепличных хозяйств.

Примерный контур задач

В связи с этим целесообразно на системной и постоянной основе создавать условия для внедрения современных технологий, направленных на поэтапное решение следующих задач.

  1. Картографирование земель сельскохозяйственного назначения с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с целью оценки их состояния и уточнения количественных показателей, их неоднородности, наклона поверхности полей (важно для ирригационных сооружений), составления электронного банка данных используемых и неиспользуемых земель, их качественных характеристик, а также внедрение технологий географических информационных систем (ГИС), включающих в себя данные характеризующие посевы, пашню, окружающую среду и весь агроланлшафт.
  2. Составление карт посевных площадей с указанием особенностей климатических и почвенных характеристик, а также обеспеченности поливной водой для последующей оптимизации их использования и подбора сельхозкультур, выращивание которых может приносить наибольший эффект (доход) с учетом особенностей данной почвенно-климатической зоны, а также внедрения методов точного земледелия.
  3. Мониторинг (при помощи БПЛА, использования наземных датчиков и сенсоров и др. техники) состояния почвы, в том числе влажности, удобренности, а также развития роста растений и засоренности поля сорняками для своевременного принятия необходимых мер.
  4. Внедрение капельного орошения, прежде всего в зонах, испытывающих нехватку поливной воды, что помимо водосбережения позволит более рационально использовать (экономить) расходуемые удобрения, которые будут вноситься точечно вместе с поливной водой непосредственно в место посадки растения, а не по всей используемой площади как при традиционном способе полива.
  5. Пробное использование (с целью последующего определения экономического эффекта) на больших плантациях тракторной техники с навигационным оборудованием (например, с GPS) для обеспечения т.н. «параллельного вождения», исключающего повторную обработку (перекрытие) при распылении химикатов соседних полос хода движения трактора, точного движения техники, уменьшающего площадь колесного травмирования насаждений, оптимального использования техники путем уменьшения её простоя и оптимизации маршрута передвижения, что обеспечивает экономию расходования ГСМ, контроль за выездом техники не по назначению и т.д.
  6. Создание современных тепличных комплексов, которые позволяют круглогодично выращивать экологически чистые зелень и овощные культуры, в защищенных от вредителей и вредного воздействия окружающей среды пространстве, с использованием современных технологий обеспечивающих энерго- и водосбережение, а также экономию издержек на использование семян (точный высев), удобрений (капельное орошение и подкормка растения) и т.д. Создание мини-тепличных комплексов вокруг крупных городов для доставки выращиваемой в них овощной продукции напрямую в торговые сети, минуя стадию складского хранения.
  7. Выращивание, вступающих в короткий период в плодоношение, стойких к вредителям, высокоурожайных плодовых культур, а также виноградника, не требующих больших объемов поливной воды.
  8. Внедрение современных методов выращивания скота для мясного и молочного производства путем использования компьютерных технологий (в частности чипов для каждого животного), контролирующих процесс их развития, расхода кормов, учета надоев, а также обеспечивающих своевременное выявление заболеваний животных. Сокращение пастбищного выпаса крупного рогатого скота и увеличение стойлового метода откормки скота по современным технологиям применяемых в т.н. «умных» фермах. Расширение площадей интенсивного производства кормовых культур.
  9. Расширение числа автоматизированных птицефабрик, исключающих воздействие внешних факторов, в том числе защиту от проникновения заболеваний вызывающих вспышку эпидемии.
  10. Увеличение сети прудового рыбоводства с использованием современных методов размножения и выращивания приспособленных для местных условий пород рыб.
  11. Создание современных агрокластеров по выращиванию, переработке и хранению плодов, винограда и овощей, хлопково-текстильных производств, а также экспорта их продукции. Практика использования в других странах показала преимущества кластерного метода организации сельхозпроизводства и его переработки.

Кластерный метод может также способствовать повышению занятости населения, так как расширение производства по переработке сельхозпродукции в кластерах позволяет создавать в них новые рабочие места. Это касается и более глубокой переработки востребованной на внутреннем и внешнем рынке плодовоовощной продукции. Подобный эффект приносит также кластерная форма хлопково-текстильного производства, а также создание животноводческих кластеров, когда увеличение объемов выращивания кормовых культур будет способствовать увеличению производства мяса и продуктов его переработки и соответственно росту числа занятых в этом процессе работников.

Юрий Кутбитдинов

Экономическое обозрение №3 (231) 2019

Поделиться постом

Похожие новости