Как выращивают «единорогов»

Как выращивают «единорогов»

Узбекистан на начальном этапе зарождения культуры стартапов. О тех ориентирах, в направлении которых предстоит двигаться.

Узбекистан лишь недавно запустил первые программы поддержки стартапов через государственную программу «Yoshlar – kelajagimiz», Фонд поддержки инновационных технологий и Центр передовых технологий. Также правительство приняло постановление «О мерах по дальнейшей поддержке инновационной деятельности», которое предоставляет целый ряд льгот стартапам. Цели правительства довольно очевидны – оно ожидает, что все это стимулирует разработку новых научных и коммерческих идей, которые внесут свой вклад в развитие узбекской экономики и науки.

Однако только лишь поддержкой государством стартапов дело не должно ограничиваться. Необходимо создать условия, при которых частный бизнес и инвесторы будут заинтересованы в поиске и поддержке инновационных идей. В этой связи важно изучение опыта стран, имеющих наиболее развитую систему перевода идей в стадию их коммерческой реализации и извлечения прибыли. Одними из индикаторов успешности этих систем выступают количество частных компаний-«единорогов» (unicorns) и скорость вывода стартапа на уровень единорога. Под «единорогом» понимается компания, чья стоимость быстро достигла 1 млрд. долларов и выше.

От «единорогов» к декакорнам

По итогам 2018 года в мире было зафиксировано 326 компаний с капитализацией в более чем 1 млрд. долларов, общая стоимость которых достигает 1,1 трлн. долл. Прошлый год стал рекордным по росту числа возникших «единорогов» – 119 против 71 в 2017 году (+ 67%). Лидером остаются США, в которых работают 48% всех «единорогов», причем в 2018 г. американские позиции выросли на 1%. Следом идет Китай – 28% (30% – в 2017 г.). Далее с большим отставанием идут Великобритания (5%) и Индия (4%) – 17 и 13 «единорогов» соответственно. Если говорить о сферах деятельности, то наибольшее количество «единорогов» приходится на Internet Software & Services (25%), E-commerce (13%) и Fintech (10%). С точки зрения стоимости наиболее крупные 10 компаний из числа decacorns, т.е. «единорогов», чья стоимость достигла 10 млрд. долл. и выше, работали в 2018 г. в следующих сферах.

- «Новостной контент и видеоприложения». Лидер – Bytedance (КНР), стоимость 75 млрд. долл.

- «По запросу» (On-Demand). Крупнейшие компании – Uber (США) и Didi Chuxing (КНР), стоимость – 72 и 56 млрд. долл. соответственно.

- «Предоставление общих рабочих пространств для сообществ субкультуры стартапов». Лидер – WeWork (США), чья стоимость составила 47 млрд. долл.

- «Электронная коммерция». Мировой лидер в этом сегменте Airbnb – онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Стоимость – 29,3 млрд. долл.

- «Космические технологии». Лидером в этой сфере стала компания SpaceX Илона Маска, оцененная в 21,5 млрд.

- «Финансовые технологии». Самой дорогой компанией в мире здесь является Stripe (США) – 20 млрд.

- «Видеоигры». Лидер – американская Epic Games с капитализацией 15 млрд. долл.

- «Борьба с традиционным курением». Наиболее дорогой компанией в этом сфере выступает JUUL Labs (США), которая производит электронные сигареты на основе запатентованной формулы солевого никотина. Стоимость – 15 млрд.

- «Социальный интернет-сервис». Лидер – Pinterest (США) с 12,3 млрд. долл.

Всего количество декакорнов в 2018 году составило 21, и ожидается, что по итогам 2019 года их число возрастет, поскольку как минимум еще 10 компаний из рейтинга CBInsights подобрались к отметке 10 млрд. долл. Нельзя исключать и резкого взлета «единорогов»-середнячков, как это произошло с китайской Bytedance в 2018 г. Годом ранее она оценивалась в 11 млрд. долл. Однако привлечение средств инвесторов, среди которых было 3 млрд. долларов от SoftBank Group, а также покупка за 1 млрд. долл. музыкальной социальной сети для подростков musical.ly с последующим ее объединением с проектом по публикации коротких видеороликов TikTok, позволили повысить стоимость Bytedance до 72 млрд. долл. и довести количество уникальных пользователей до 120 млн. человек в сутки. В результате этого китайскому стартапу удалось обойти Uber и стать самым дорогим «единорогом» в мире.

Американский колорит

Лидерство США по числу и стоимости компаний-«единорогов» вызвано несколькими причинами. Это, в первую очередь, свободная рыночная среда, которая позволяет людям более уверенно выходить с идеями на рынок стартапов. При этом наиболее успешные идеи рождаются в университетской среде, где США также являются традиционными лидерами. Согласно рейтингу журнала «CEOWorld», из 500 лучших университетов мира в 2019 г. 119 находились в США. Причем из университетов первой двадцатки на США пришлись 15. Наибольшее количество американских компаний-«единорогов» было создано выпускниками Стэнфордского, Гарвардского и Калифорнийского университетов. Это во многом объясняет и тот факт, что наибольшее число американских «единорогов» расположено в Калифорнии и Нью-Йорке.

США также заняли первое место в рейтинге наиболее благоприятных для развития стартапов стран мира на начало 2019 г. от журнала «CEOWorld». В рейтинге была проанализирована ситуация в 62 странах мира по следующим категориям: «Инвестиции в человеческий капитал», «Исследование и развитие», «Предпринимательская инфраструктура», «Техническая рабочая сила». Из постсоветских государств на 18-м месте оказалась Россия и на 43-м – Украина. К этому можно добавить, что США имеют развитую культуру венчурных инвестиций, т.е. долгосрочных инвестиций с высокой или относительно высокой степенью риска в новые и инновационные проекты.

Бизнес-ангелы «единорогов»

Отличительной чертой стран-лидеров по числу «единорогов» является то, что в них сложилась целая многоэтапная система вывода стартапа на стоимость в 1 млрд. долларов и выше. Основные этапы в общих чертах изложил постоянный автор Forbes, президент инвестиционной компании «Agranovsky IT Investments & Consulting» Антон Аграновский. Согласно ему, первое общее правило при взращивании «единорога» – выбирать для запуска проекта новый, растущий и потенциально объемный сегмент. Одним из таких сегментов он считает IT-рынок, поскольку внутри него с высокой частотой формируются новые объемные ниши. Далее необходимо будет получение гранта в стартап-инкубаторе. В США примером может служить инкубатор Y Combinator из Кремниевой долины, который спонсирует стартапы на ранней стадии (early stage startups). После этого стартап должен пройти три раунда на пути к превращению в единорога.

Рауд А связан с привлечением инвестиций от бизнес-ангела – частного инвестора, специализирующего на инвестициях в инновационные проекты на стадии оформления, а также фондов посевного инвестирования (seed funds). Ангельские инвестиции считаются самыми рискованными, что предопределяет, во-первых, тщательный отбор проектов (1-2 из 10-15 предложенных проектов) а во-вторых, стремление ангела получить более высокий процент возможной прибыли за риск. Бизнес-ангелы обычно требуют высокую долю в фирме, которую в случае успеха он сможет продать. Антон Аграновский указывает, что работу ангелов оправдывает доход на вложение от 10-ти до 100-кратных. Раунд В предусматривает подключение «фондов-тактиков» (венчурные фонды), которые стремятся перекупить быстрорастущий перспективный проект у бизнес-ангела с мультипликатором 2-3-кратных, а продать его примерно с 5-6-кратных. Раунд С характеризуется подключением фондов-стратегов, специализирующихся на длинных инвестициях в устоявшиеся или быстрорастущие ниши. Они стремятся купить проект по мультипликатору 5-6-кратных и вывести его на IPO по мультипликатору 12-16-кратных.

Примерами успешных ангельских инвестиций можно считать первоначальные инвестиции в размере 91 тыс. долларов в компанию Apple, которые дали бизнес-ангелу последующую прибыль в 154 млн. долларов, или инвестиции Томаса Алберга в размере 100 тыс. долл. в компанию Amazon, принесшие ему 26 млн. Что касается инвестиций фондов-стратегов в «единорогов», то в 2019 году они планируют вывести на IPO таких крупнейших декакорнов, как Uber и Pinterest.

Контуры системы

Возвращаясь к Узбекистану, нужно отметить, что опыт развитых стран показывает, что в нашей стране для развития культуры стартапов также необходимо будет проделать большую работу по созданию полноценной системы, которая включала бы в себя создание не только инкубаторов, но и современной системы образования, культуры бизнес-ангелов, тактических и стратегических венчурных инвесторов. Также необходимо будет создать привлекательные условия для прихода на рынок венчурных инвесторов из развитых стран. И здесь мог бы пригодиться опыт развивающихся экономик, таких как Россия и Индонезия, которые проходят стадии формирования культуры частных инвестиций в инновационные проекты.

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №4 (232) 2019

Поделиться постом

Похожие новости