Шелковые пути охватывают Европу

Шелковые пути охватывают Европу

Похоже, что Европа становится новым направлением соперничества США и сторонников евроатлантических отношений с Китаем вокруг проектов «Одного пояса – одного пути» (ОПОП) и китайского технологического и инвестиционного проникновения в европейские страны. Это соперничество грозит стать еще одной точкой раскола внутри ЕС, наряду с противоречиями вокруг дальнейшей судьбы антироссийских санкций, строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока», а также Brexit. Отправной точкой для начала соперничества в Европе и роста противоречий внутри европейских элит по китайскому вопросу можно считать состоявшиеся в конце марта 2019 года визиты председателя КНР Си Цзиньпина в Италию и Францию.

Китайский прорыв в Европу

По результатам визита главы КНР в Италию был подписан китайско-итальянский меморандум о взаимопонимании в рамках ОПОП, который эксперты оценили как сигнал Рима о присоединении к этому проекту. Также китайские инвесторы подписали контракты на сумму в 2,8 млрд. долларов, среди которых особо можно выделить те, что связаны с инвестированием в развитие портовой инфраструктуры Триеста, Генуи и Палермо. Стороны продемонстрировали намерение сотрудничать в развитии автомобильных и железных дорог, мостов, гражданской авиации, энергетики и инвестиций.

В свою очередь в ходе визита во Францию было подписано 15 контрактов на сумму в несколько десятков миллиардов евро. В первую очередь, можно отметить соглашение на поставку 300 пассажирских самолетов Airbus на сумму в 30 млрд. евро китайскому China Aviation Supplies Holding Company (CASHC). Речь идет о 290 узкофюзеляжных А320 и 10 широкофюзеляжных А350. Французские компании EDF и Fives получили несколько выгодных возможностей реализовать проекты в области ветровой энергетики и энергосберегающих технологий в КНР. Судостроительная компания The CMA CGM Group получила заказ на строительство 10 контейнеровозов, из которых 5 – это танкеры на перевозку СПГ. Французским производителям птицы было предоставлено право на экспорт своей продукции в Китай. Компания Huawei в свою очередь заручилась согласием властей Монако на развитие сети 5G на территории княжества.

Результаты визита главы КНР можно оценивать с нескольких точек зрения. В первую очередь, это имиджевый прорыв, поскольку Италия стала первой страной-членом G7, присоединившейся к ОПОП. Подписание меморандума о взаимопонимании между КНР и Италией позволило нанести чувствительный удар по США, которые одной из целей своей политики в Евразии ставят противодействие дальнейшему развитию ОПОП.

С практической точки зрения заключение контрактов с Италией об инвестировании в ее порты открывает для Пекина неплохие перспективы на потребительском рынке ЕС. Дело в том, что сегодня для доставки грузов в самые богатые регионы ЕС – Германию, страны Бенилюкса и Скандинавию – контейнеровозы с китайскими товарами, проходя через Суэцкий канал, вынуждены огибать Пиренейский полуостров через Гибралтар и Атлантику, поскольку основные распределительные центры находятся в Роттердаме, Антверпене, Гамбурге или Бремерхафене. Этот обходной путь занимает около недели, что в эпоху роста запросов потребителей на быструю доставку заказанных товаров, активизацию решоринга и неашоринга может негативно сказаться на конкурентных позициях китайских производителей.

Для решения этой проблемы китайская госкомпания COSCO, один из мировых лидеров в области морских контейнерных перевозок, уже приобрела в 2016 году контрольный пакет акций греческого порта Пирей, который стал перевалочным пунктом для ее грузов. Инвестиции в итальянские порты Генуя и Триест также призваны решить проблему сокращения времени доставки грузов в Центральную и Северную Европу.

Конечно, изменение маршрутов доставки может сказаться на позициях китайских компаний в портах Бельгии, Германии и Нидерландов, однако, скорее всего, на них могут быть в перспективе переориентированы грузы, доставляемые из КНР через «Северный морской путь». Согласно опубликованной Госсоветом КНР в январе 2018 г. «Белой книге» о политике Китая в Арктике, правительство этой страны намерено поощрять участие китайских компаний в проектах строительства инфраструктуры и запуска судоходных маршрутов вдоль Северного пути.

Среди сильных сторон Северного пути – более быстрый срок доставки грузов по сравнению с Южным путем – 23 дня против 34 по маршруту Южная Корея–Германия. Это сокращает расходы на топливо. Также на Северном пути нет очередей как в Суэцком канале и нет пиратов, как в Аденском заливе. Очевидным минусом является неразвитая портовая инфраструктура в российской Арктике, что делает рискованными любые аварии контейнеровозов. Москва понимает это и стремится устранить проблемы, о чем говорит подписание Владимиром Путиным 26 февраля 2019 года указа о создании Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и введение должности первого заместителя министра, отвечающего за арктическую зону.

Китай уже отправил для тестирования Северного маршрута универсальное грузовое судно ледового класса Tian En, которое доставило во французский Руан оборудование для ветряных электростанций. Плавание длилось с 8 августа по 5 сентября 2018 г. Нужно отметить, что намерение начать грузоперевозки через Северный маршрут также используется Пекином в его соперничестве с США вокруг ОПОП. Как стремление уколоть Вашингтон можно расценить тот факт, что в вышеупомянутой «Белой книге» этот маршрут назван «Полярным Шелковым путем».

Как ответный удар на экономическое и информационное давление США, в том числе и по вопросу развития ОПОП, можно расценивать контракты на покупку 300 самолет Airbus у Франции. Ранее Пекин придерживался политики равных закупок у Boeing и Airbus, однако теперь баланс может сместиться в сторону европейского производителя воздушных судов. Формальной причиной является серия недавних катастроф с Boeing 737 MAX 8. В реальности же Пекин нашел возможность надавить на американский высокотехнологичный сектор. Для Boeing глобальная конкуренция между США и КНР может иметь огромные финансовые последствия в долгосрочной перспективе, поскольку, согласно исследованию аналитиков Airbus, на китайском рынке сохранится высокий спрос на импорт самолетов – до 2037 года потребность оценивается в 7400 новых пассажирских и транспортных самолетов.

Китайские инвестиции раскалывают Европу

Китайский прорыв на итальянском и французском направлениях уже становится дополнительным серьезным раздражителем для США и фактором нестабильности в ЕС, вносящим раскол в европейский политикум, как на уровне национальных элит, так и брюссельской бюрократии. В свою очередь, раскол внутри европейских элит расширяет пространство для вхождения во внутриевропейскую игру фактора противостояния Вашингтона и Пекина.

Пока наиболее отчетливо противоречия внутри ЕС и противоречия между ЕС и Вашингтоном наблюдаются вокруг сотрудничества европейцев с компанией Huawei, деятельность которой можно охарактеризовать как поддержку ОПОП с области высоких технологий и связи. Как известно, США выступают категорически против закупок своими партнерами, включая европейских, оборудования Huawei в области мобильной связи 5G, т.к. считают, что оно может нанести удар по национальной безопасности союзников. В некоторых случаях речь идет даже о прямом давлении на европейские правительства.

Именно так можно расценить заявление из Вашингтона о сокращении обмена разведывательными данными, если Берлин позволит Huawei развивать свою сеть 5G. Однако эта угроза не повлияла на позицию Ангелы Меркель, которая выступила против исключения Huawei или других компаний из программы развития мобильной сети 5G в Германии, только лишь потому, что она происходит из «определенной страны».

В настоящее время Huawei принимает участие в тендере 5G готовых радиоволн для Deutsche Telekom AG, Vodafone Group Plc и Telefonica SA. Кроме того, Huawei и мэрия немецкого Дуйсбурга приступили к совместной реализации проекта создания «умного города» и внедрению «облачной» платформы для общественных служб под брендом «Lane cloud». Соответствующее соглашение было подписано в июне 2018 г. Дуйсбург – крупнейший немецкий порт и индустриальный центр, где работает более 100 китайских компаний и который рассматривается Пекином как европейский центр ОПОП.

Нужно отметить, что такие крупнейшие европейские экономики, как Франция, Великобритания и Италия, также не отказываются от сотрудничества с Huawei, несмотря на давление США. В то же время некоторые восточноевропейские страны прислушались к американским рекомендациям. Так, членам правительства Чехии запретили пользоваться телефонами производства Huawei. В конце декабря 2018 г. от использования смартфонов от Huawei отказались сотрудники министерств промышленности, торговли и здравоохранения Чехии. В Польше в январе 2019 г. был задержан топ-менеджер Huawei по подозрению в шпионаже. Китайская компания сразу же уволила его, объяснив это тем, что топ-менеджер действовал по собственной инициативе и нанес репутационный ущерб своим работодателям. Тем не менее, факт задержания топ-менеджера стал аргументом в руках противников Huawei в Европе.

Несмотря на это, Huawei продолжает активно проводить стратегию дальнейшего укрепления своих позиций в ЕС, сильной стороной которой является коммерчески более выгодные предложения и условия поставок, по сравнению с конкурентами. Это отвечает интересам крупных европейских экономик, стремящихся как можно быстрее получить преимущества в глобальной технологической гонке за счет быстрого внедрения G5. Чтобы развеять опасения европейских заказчиков относительно вопросов безопасности, Huawei заявила об открытии в Брюсселе центра кибербезопасности и прозрачности.

Скорее всего, уже в ближайшее время может развернуться острая борьба внутри ЕС и вокруг европейских инфраструктурных проектов Китая в рамках ОПОП, и здесь Пекин может столкнуться уже с более серьезной оппозицией. В информационном пространстве постепенно начинают циркулировать критические высказывания и заявления европейских политиков, связанные с соглашениями и контрактами, подписанными с Китаем итальянским правительством.

Довольно жестко в этой связи высказался комиссар ЕС по бюджету Гюнтер Эттингер. По его словам, он с беспокойством наблюдает, как «в Италии и других европейских странах стратегически важная инфраструктура, в частности, сети энергоснабжения, скоростные железные дороги или порты попадают не в европейские, а в китайские руки. Эттингер призвал власти ЕС подумать о введении европейского права вето или механизма одобрения сделок, осуществляемого через Еврокомиссию.

Не менее критично высказался по поводу китайско-итальянской сделки глава МИД ФРГ Хайко Маас, отметивший опасность заключения подобных сделок с Пекином. С его слов, «если некоторые государства думают, что с китайцами можно заключить хитрые сделки, то однажды они удивятся, когда проснутся в зависимости». Маас считает, что Китай, выведя из бедности в средний класс миллионы людей, теперь жестко преследует собственные интересы в глобальном масштабе, и европейские государства могут выстоять в конкуренции с Китаем, Россией и США лишь как единый блок.

Критики ОПОП в Евросоюзе также подчеркивают идеологический и мировоззренческий аспект опасности передачи Китаю контроля над европейской инфраструктурой. Прежде всего, указывается, что ранее имевшиеся надежды относительно большей интеграции КНР в западную систему ценностей и принятия правил либерального мира не оправдались. Китай, набрав экономическую мощь, реализует свой глобальный китаецентричный проект с опорой на коммунистический госкапитализм, угрожающий либеральной рыночной экономике. Дело даже дошло до того, что Джордж Сорос на Давосском экономическом форуме назвал Си Цзиньпина «самым опасным противником открытых обществ».

Европа предохраняется

Между тем, европейские сторонники развития связей с Китаем в рамках ОПОП указывают, что не следует бояться китайских инвестиций, поскольку они будут создавать рабочие места и оживлять экономическую активность, особенно в тех странах ЕС, где наблюдаются спад и финансовые трудности, как в Италии. Этот аргумент критики парируют тем, что не стоит питать чрезмерных надежд на получение дивидендов, поскольку основные заказы на реализацию инфраструктурных проектов, таких как порты Италии, все равно получат китайские, а не европейские компании, как это уже было в тех странах Евразии, где реализуются проекты ОПОП. Под давлением критиков премьер-министр Италии Джузеппе Конте даже был вынужден заявить, что меморандум (с Китаем) – это «не международное соглашение, а необязательное рамочное соглашение», хотя оно, по мнению премьера, «не представляет никакого риска и полностью соответствует стратегии ЕС».

Опасность для Китая и европейских сторонников развития связей с ним представляет то, что их противники обладают серьезными возможностями для блокирования китайских проектов. Ранее еврочиновники заблокировали реализацию начатого в 2014 году проекта строительства скоростной железной дороги «Пирей–Афины (Греция)–Скопье (Северная Македония)–Белград (Сербия)–Будапешт (Венгрия)», которую китайский бизнес хотел использовать для доставки товаров на Балканы, в восточноевропейские страны Евросоюза и Центральную Европу. Формальная причина – Будапешт в нарушение правил ЕС не объявил открытого тендера на строительство сербско-венгерского участка.

Также Совет Европейского Союза утвердил новый механизм проверки прямых иностранных инвестиций в экономику ЕС, который вступает в силу в апреле 2019 г. В рамках механизма государства-члены ЕС и Еврокомиссия будут осуществлять обмен информацией и обсуждать вопросы, связанные с конкретными инвестициями. Принятие подобных мер обусловлено обеспокоенностью ЕС тем, что принадлежащие государству или финансируемые государством иностранные предприятия могут получить европейские передовые технологии и разработки в области научных исследований, космоса, транспорта, энергетики и телекоммуникаций.

С подобным курсом ЕС во многом согласуется политика такого европейского промышленного лидера, как Германия, которая стала активно принимать меры для недопущения поглощения своих технологических и индустриальных лидеров китайскими компаниями. Скорее всего, спусковым крючком для обеспокоенности Берлина стала покупка производителя роботов «Kuka AG» китайской «Midea Group Co.». После этого правительство остановило поглощение производителя полупроводникового оборудования Aixtron SE, заявку Государственной электросетевой корпорации Китая (State Grid Corporation of China, SGCC) на приобретение 20%-ной доли в 50Hertz Transmission GmbH и потенциальную покупку китайским инвестором производителя станков Leifeld Metal Spinning AG.

По словам министра экономики Германии Петера Альтмайера, Берлин может пойти на приобретение доли в немецких компаниях для предотвращения их поглощения со стороны иностранных компаний в некоторых ключевых технологических областях. Причем речь идет о временных мерах, а не о национализации. Своеобразным первым шагом на этом направлении стало согласие немецкого государственного банка KfW временно приобрести 20%-ную долю в 50Hertz Transmission GmbH для предотвращения его приобретения китайцами.

В целом, все это отражает обозначившийся в последний год тренд в ведущих развитых экономиках по ограничению притока китайских инвестиций, что напрямую отразилось на активности Пекина по скупке американских и европейских предприятий. Согласно исследованию юридической фирмы Baker & McKenzie, в 2018 году было отмечено резкое падение объемов ПИИ КНР в Северной Америке и Европе. Размер завершенных ПИИ КНР в США упал на 83% – с 29 млрд. долларов в 2017 г. до 5 млрд. в 2018 г., а в страны ЕС – с 80 млрд. до 22,5 млрд. соответственно (на 70%). В исследовании отмечается, что ужесточение контроля со стороны регулирующих органов привело к отмене 14 сделок китайских инвесторов в Северной Америке на общую сумму 4 млрд. долл. и 7 сделок в Европе на сумму 1,5 млрд. долл.

Заключение

Происходящие сегодня в Европе процессы, связанные с борьбой вокруг китайского инвестирования в ее промышленный и транспортный секторы, имеют важное значение для общей политики стран Центральной Азии, как в отношении Китая, так и ЕС. Важность обусловлена тем, что характер протекания и исход борьбы в Европе может серьезным образом повлиять на перспективы развития ОПОП, как в сторону его дальнейшего укрепления, так и ослабления. Без Европы как ключевого континентального рынка – потребителя китайской конечной продукции, высоких технологий и услуг, ОПОП по большому счету теряет смысл. Без Европы также будут серьезно девальвированы инвестиции Китая и стран ЦА в развитие региональных и континентальных транзитных транспортных коридоров. В свою очередь успех Китая в Европе может заметно поменять расклад сил в Евразии и создать новую континентальную и глобальную реальность. Естественно, что вся происходящая борьба в ЕС должна сегодня более пристально анализироваться странами ЦА и максимально учитываться при возможной корректировке их долгосрочных стратегий.

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №4 (232) 2019

Поделиться постом

Похожие новости