Импортный режим Узбекистана движется в сторону либерализации

Импортный режим Узбекистана движется в сторону либерализации

В ходе проводимых реформ важная роль отводится внешнеторговой политике, призванной, с одной стороны, способствовать преодолению сырьевой направленности, повышению экспортного потенциала, защите отечественных производителей, а с другой – обеспечить отечественных потребителей и создать конкурентную среду в экономике за счет импорта. С этой точки зрения особую роль приобретает импортная политика государства. Импортный режим Узбекистана оказывает влияние на экономику и конкурентоспособность отечественных производителей через:

- таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины, платежи, издержки на импорт);

- косвенные налоги (НДС и акциз);

- административные и технические барьеры.

Таможенно-тарифное регулирование

С 1 января 2019 года вступило в силу Постановление Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», согласно которому импортные таможенные пошлины взимаются с 97 товарных групп: по 1238 наименованиям товаров по ставкам - 0, 5, 10, 15, 20 и 30%; по 257 наименованиям товаров и по адвалорным (5-70% от таможенной стоимости) и по специфическим ставкам. При этом 846 (57% от общего количества импортных ставок) наименований товаров облагались по ставке 0%, 45 наименований – 5% и 248 наименований – 10%, 31 наименований – 15%, 38 наименований – 20%, 30 наименований – 30%.

Согласно указанному постановлению: 1) не требуется осуществление обязательной сертификации соответствия на ввозимые в Республику Узбекистан товары, в отношении которых выданы сертификаты соответствия аккредитованными органами стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития; 2) для таможенного оформления товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)» не требуется обязательная маркировка товаров на государственном языке. Однако по таможенному регулированию импорта легковых и грузовых автомобилей ситуация не изменилась: существующие ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога остались прежними. Для большинства из них установлена как адвалорная ставка импортного тарифа, так и специфическая ставка в долларах США за куб. см, а также акцизный налог за куб. см в долларах.

В налогооблагаемую базу при импорте товаров включаются таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством, а также суммы акцизного налога, таможенных пошлин, подлежащих уплате при импорте товаров в Республику Узбекистан.

Ставки импортных таможенных пошлин с 1 января 2019 года

Ставка импортного тарифа (% от таможенной стоимости товара)

Количество наименований товара

0%

846

5%

45

10%

248

15%

31

20%

38

30%

30

Комбинированные ставки

5 – 70%

257

При этом следует учитывать, что наличие высоких ставок импортных таможенных пошлин по отношению к продукции одних отраслей экономики приводит к увеличению затрат и снижению конкурентоспособности других, смежных отраслей экономики. Например, высокий уровень защиты производителей ткани от импорта приводит к снижению конкурентоспособности швейной промышленности. Высокая защита производителей сельскохозяйственной техники от импортной конкуренции увеличивает издержки сельхозпроизводителей. Высокие таможенные платежи на импорт грузовых автомобилей приводят к росту их внутренних цен, увеличению транспортных затрат. Высокие импортные платежи на готовые товары народного потребления повышают цены для населения. И, как правило, эти потери могут превысить выигрыши тех отраслей экономики, которые защищены от импортной конкуренции.

Следует также учитывать, что высокие таможенные платежи и издержки на импорт, с одной стороны, повышают цены импортных товаров, снижают спрос на иностранную валюту и повышают курс национальной валюты, что снижает конкурентоспособность экспорта. С другой стороны, высокие расходы на импорт сырьевых и промежуточных товаров увеличивают издержки отечественных производителей, использующих эти товары в процессе производства, что также снижает конкурентоспособность отечественных производителей. С третьей стороны, более высокие цены импортных товаров на внутреннем рынке повышают конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке.

Косвенные налоги (НДС и акциз)

В Узбекистане, как импортные, так и отечественные товары, облагаются акцизным налогом и налогом на добавленную стоимость. В настоящее время акцизный налог на импортируемые товары установлен по 21 группе товаров, включающих 191 наименование товаров, и варьируется от 5 до 70%, тогда как по товарам отечественного производства акцизное налогообложение применяется к 15 товарным группам (25 наименований товаров). Ставка акцизного налога варьируется от 3 до 40%.

Однако, ставки в отношении отечественных и импортируемых товаров существенно различаются. К примеру, ставка на автомобили производства АО «Дженерал Моторс Узбекистан» составляет 3%. Ставка акцизного налога на импорт легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, составляет 30% (исключения – Российская Федерация, Республика Казахстан и Украина, для которых ставка – 2% от таможенной стоимости).

В целом, перечень и ставки подакцизных импортных товаров значительно больше, чем у отечественных. Это обуславливает более высокие цены на подакцизные импортные товары, что повышает конкурентоспособность отечественных производителей подакцизных товаров на внутреннем рынке.

Сравнительная таблица: акцизный налог на товары импортные/производимые на территории Узбекистана

Импортные товары

Товары, производимые на территории Узбекистана

Количество групп товаров

21

15

Количество наименований товаров

191

25

Ставки

5-70%

3-40%

Ставка акцизного налога на легковые машины

30% от таможенной стоимости, также специфические ставки

3% от стоимости реализованного товара

Импортные поставки в настоящее время облагаются также налогом на добавленную стоимость, в основном, по установленной ставке 20%. Согласно Таможенному кодексу, база для расчета налога на добавленную стоимость при импортных поставках рассчитывается исходя из таможенной стоимости товара с учетом таможенных пошлин и акцизных налогов. При обложении импортных поставок налогом на добавленную стоимость имеется ряд льгот и исключений. В соответствии с Налоговым кодексом в категорию товаров, освобожденных от уплаты НДС при импорте, входят лекарственные средства, изделия медицинского назначения и технологическое оборудование. Также юридические лица освобождены от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость за завозимые лесоматериалы и древесину.

Здесь следует указать, что освобождение импорта от НДС является дискриминационным по отношению к отечественным производителям аналогичной продукции. Они находятся в менее благоприятном положении, поскольку производимые ими товары подлежат обложению НДС, создавая ценовую неконкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке.

Здесь стоит также отметить, что нередко установление высоких налогов на импорт является результатом лоббизма отдельных групп интересов, имея в данных случаях мало общего с защитой отечественных производителей. Об этом может косвенно свидетельствовать, с одной стороны, предоставление большого количества льгот по уплате установленных высоких таможенных платежей для отдельных хозяйствующих субъектов и высокий уровень «теневого» импорта – с другой.

Административные и технические барьеры

Административные и технические барьеры – это процедуры, связанные с подтверждением импортируемой и экспортируемой продукции, представлением подтверждений о соответствии установленным стандартам и другие. Полезные и во многих случаях даже необходимые, они, тем не менее, приводят к удорожанию импорта и снижению конкурентоспособности экспорта. Данные барьеры могут приводить к сильным искажениям относительных цен, а следствием может стать неэффективное распределение и использование ресурсов, что сдерживает развитиеэффективных отраслей экономики и видов производств.

Уровень административных барьеров в Узбекистане достаточно высок. Согласно данным World Bank Group, Узбекистан занимает 165-е место в рейтинге Doing Business 2019 Trading Across Borders. Для осуществления импорта в Узбекистане понадобятся 8 документов, при этом импортеры теряют на это 292 долл. США и 174 часа времени, тогда как в соседнем Казахстане эти показатели довольно низки (нулевые издержки, 6 часов времени, 3 документа). Но руководством страны взят курс на последовательное снижение административных и технических барьеров и улучшение позиций в рейтинге Doing Business.

Сравнительная таблица импортных процедур

Узбекистан

Казахстан

Таджикистан

Время на импорт (документация)

174 часа

6 часов

126 часов

Издержки на импорт (связанные с документацией)

292 долл. США

0 долл. США

260 долл. США

Количество документов на импорт

8

3

11

Рейтинг в Doing Business 2019 Trading Across Borders

165-е место

102-е место

148-е место

Заключение

В заключение стоит подчеркнуть следующие моменты.

Чрезмерно высокие пошлины на импорт ведут к более высокому уровню цен на внутреннем рынке по сравнению с ценами на внешних рынках, а это сдерживает активность отечественных производителей в поиске рыночных ниш на зарубежных рынках, тем самым препятствуя росту экспорта страны.

Кроме того, чрезмерный уровень защиты внутреннего рынка создает условия для монополизации экономики, в результате у производителей снижаются стимулы к разработке и внедрению научно-технических разработок, повышению качества, снижению себестоимости и постоянному обновлению выпускаемой продукции.

Известно, что между степенью открытости экономики и притоком прямых иностранных инвестиций существует тесная положительная связь. Слишком высокий уровень защиты рынка может стать одним из основных факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в страну, а, следовательно, и ускорение темпов структурной перестройки экономики и диверсификации экспорта.

Резюмируя можно сказать, что неоправданно высокий уровень импортного протекционизма может привести к снижению конкурентоспособности отечественных производителей и сокращению объемов экспорта и экспортного потенциала страны путем либо повышения обменного курса национальной валюты, либо повышения издержек производства. Поэтому дальнейшее совершенствование регулирование экспортно-импортных операций, либерализация внешнеторгового режима будут способствовать достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению реальных доходов населения.

Принципы таможенно-тарифного регулирования

Согласно Постановлению Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», основными принципами дальнейшего совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования являются:

  • усиление регулирующей функции таможенных тарифов, исходя из приоритетов развития отраслей экономики, направленных на гармоничную интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости;
  • совершенствование системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом передового зарубежного опыта, международных принципов и норм;
  • создание условий для обеспечения местных производителей сырьем и материалами, не производимыми в республике либо производимыми в недостаточном объеме и используемыми в выпуске экспортоориентированной продукции;
  • сохранение предоставления благоприятных условий для ввоза современного технологического оборудования и техники для создания новых производств, а также в целях дальнейшей интенсификации процессов модернизации и перевооружения отечественного производства, ускоренной реализации инфраструктурных проектов;
  • унификация ставок таможенных платежей на схожие по виду, назначению, свойству и составу, близкие по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товары в целях исключения случаев их классификации в позиции, облагаемых более низкими ставками таможенных платежей при таможенном оформлении;
  • унификация ставок акцизного налога на подакцизные товары, применение его в отношении товаров, вредных для здоровья людей и окружающей среды.

Бехзод Рахматуллаев

Экономическое обозрение №7 (235) 2019

Поделиться постом

Похожие новости