Центральноазиатские воды

Центральноазиатские воды

В ракурсе международного опыта трансграничного сотрудничества

Амударья и Сырдарья с давних времен обеспечивают основу социального и экономического развития народов, проживающих в регионе Центральной Азии. Водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и во многом от их разумного и справедливого использования зависят стабильность и благополучие всего региона. Поэтому необходимы эффективный и рациональный подход, ответственное отношение и совместные действия в рамках регионального сотрудничества в сфере управления водными ресурсами и их сбережения.

Вопрос использования водных ресурсов Центральной Азии должен рассматриваться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, гарантирующими рациональное и справедливое распределение водных ресурсов и обеспечивающими учет интересов всех государств региона. В мире пристальное внимание уделяется таким стратегически важным вопросам, как рациональное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды, улучшение качества жизни людей, повышение уровня обеспеченности качественной питьевой водой, а также внедрение современных водо- и энергосберегающих технологий.

На современном этапе в мировой практике выработана эффективная модель сотрудничества государств, имеющих общие интересы в водопользовании на трансграничных реках. Взаимодействие между странами в водной сфере осуществляется на основе принятия соглашений, предусматривающих реализацию практических мер в сфере совместного водопользования.

Международная практика совместного водопользования включает в себя следующие основные моменты:

- рациональное использование водных ресурсов трансграничных рек;

- недопущение кризисных ситуаций, могущих нанести ущерб интересам государств и экосистем;

- обеспечение базовых потребностей человека в воде;

- совместное управление, строительство, эксплуатация и проектирование крупных гидроэнергетических сооружений;

- обмен информацией и данными;

- проведение совместного или скоординированного мониторинга, оценки и исследований;

- согласование планов управления бассейнами рек или их совместная разработка и реализация;

- создание и поддержание деятельности совместных институтов управления или координации;

- мирное разрешение споров.

В Центральной Азии в связи с засушливым климатом водные проблемы стоят особенно остро, и трансграничное водное сотрудничество в течение многих лет оставляло желать лучшего. Но в последние два года ситуация в этом направлении кардинально изменилась. Тем не менее, успешный зарубежный опыт трансграничного водного сотрудничества продолжает оставаться востребованным в нашем регионе.

Новая политическая атмосфера

Устойчивое развитие Центральноазиатского региона неотделимо от регионального сотрудничества, в первую очередь, по вопросам охраны окружающей среды и управления водными ресурсами. Трансграничное водное сотрудничество в Центральной Азии осуществляется как на основе двустороннего, так и многостороннего форматов.

Следует подчеркнуть, что проведение проактивной региональной политики, создание благоприятной политической атмосферы в Центральной Азии, выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами региона, укрепление региональной безопасности и стабильности являются главными приоритетами внешней политики Узбекистана, которые обозначил глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев с первых дней на посту Президента.

«Центральная Азия – это единый организм», – сказал Ш. Мирзиеёв в интервью агентству «Казинформ» в преддверии государственного визита в Астану в 2017 году. Осознавая важность и актуальность видения Центральной Азии как общего региона, общего дома, Узбекистан активизировал работы по продвижению водного сотрудничества с соседними странами. С конца ноября 2016 года по сегодняшней день созданы межправительственные рабочие группы между Узбекистаном и другими странами Центральной Азии по сотрудничеству в управлении водными ресурсами на двусторонней основе.

За короткий срок, благодаря общим усилиям руководителей стран Центральной Азии, создана новая политическая атмосфера в регионе. Активизированы диалог и взаимодействие между странами на высшем и высоком уровнях, сделаны важные шаги на пути выстраивания конструктивного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества. Ярким примером этого стала состоявшаяся по инициативе Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая состоялась 15 марта текущего года в Астане.

Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев в своем выступлении на 72-й сессии ГА ООН, говоря о проблемах обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, сказал, что нельзя обойти такой важный вопрос, как совместное использование общих водных ресурсов региона. Глава нашего государства также выразил убеждение, что альтернативы решению водной проблемы, учитывающему в равной степени интересы стран и народов региона, нет. Поэтому Узбекистан поддерживает проекты конвенций об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи, разработанные Региональным центром ООН по превентивной дипломатии.

Принятие 22 июня 2018 года специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Центральной Азии стало историческим событием, ознаменовавшим собой начало нового этапа регионального сотрудничества. В резолюции отмечена важность развития и укрепления двустороннего и регионального сотрудничества в области рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона. Резолюция призывает страны Центральной Азии к проведению регулярных консультаций, с тем чтобы в кратчайшие сроки разработать взаимовыгодные долгосрочные механизмы в этой области.

Аральское решение

На сегодняшней день созданный 25 лет назад главами пяти государств Центральной Азии Международный фонд спасения Арала (МФСА) остается единственной региональной структурой, объединивший вокруг себя страны региона по вопросам водопользования и устойчивого развития. Узбекистан рассматривает Фонд в качестве реальной платформы по реализации совместных инициатив, программ и проектов по снижению негативных последствий кризиса Арала.

Создание в 1993 г. МФСА было продиктовано объективной необходимостью объединить усилия государств региона, чтобы добиться реальных результатов в работе по смягчению последствий экологической катастрофы. Фонд получил международное признание как важная региональная структура, содействующая улучшению экологической и социально-экономической обстановки в регионе. В 2008 г. ему был предоставлен статус наблюдателя в работе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

За прошедшие четверть века МФСА достиг определенных результатов в выполнении ряда поставленных перед ним целей и задач. Реализованы три Программы по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря. Фонд сумел привлечь внимание ООН и других международных организаций к проблеме Аральского моря, решению водных и экологических проблем Центральной Азии. Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш в ходе своего визита в Нукус в июне 2017 г. отметил, что то, что произошло с Аральским морем, является «самой большой экологической катастрофой нашего времени. Постепенное исчезновение моря произошло не из-за изменения климата, а по причине неправильного управления водными ресурсами».

24 августа текущего года в Туркменистане прошел саммит глав государств-учредителей МФСА, который перед этой встречей последний раз проводился в 2009 году. На заседании главы центральноазиатских государств обсудили широкий круг вопросов сотрудничества по дальнейшему улучшению водохозяйственной, экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря, а также отметили весомый вклад МФСА в этой области. Президенты выразили готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА с целью создания эффективного и устойчивого институционального механизма, способного своевременно реагировать на новые вызовы, а также в полной мере обеспечить взаимовыгодное сотрудничество в сфере реализации региональных проектов и программ, направленных на спасение Арала, экологического оздоровления Приаралья и бассейна Аральского моря.

По мнению директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан З. Шаукеновой, «последнее заседание Совета глав государств-учредителей МФСА показало готовность «аральской пятерки» к диалогу и наличие политической воли для достижения реальных результатов по улучшению ситуации в этой важной для всех зоны Центральной Азии».

Узбекский вклад в Приаралье

В своем выступлении на саммите Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев выдвинул ряд практических мер по дальнейшему развитию водного сотрудничества в регионе, прежде всего, направленного на оздоровление экологической обстановки в Приаралье. Одной из них является объявление Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Предложение главы Узбекистана направлено на решение последствий экологического кризиса в регионе Приаралья путем инновационного решения.

Следует отметить, что в ходе Международного форума «Инновационные подходы для продвижения устойчивого управления и социальной стабильности в бассейне Аральского моря», который проходил в Самарканде 16-18 октября текущего года, между Министерством инновационного развития и Международным центром биоземледелия в условиях засоления (ICBA) был подписан меморандум о взаимопонимании. Документом предусмотрено создание в Каракалпакстане Международного инновационного центра Приаралья при Президенте Узбекистана. Эта организация призвана стать передовым центром инноваций в области исследований, трансфера технологий и образования в условиях засоления.

Важно отметить, что сегодня Узбекистаном реализуются крупные программы по улучшению экологической и социально-экономической ситуации в Приаралье. В рамках «Комплексной программы мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 гг.» осуществляются 235 проектов. Помимо этого, Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы предусматривает реализацию 67 проектов и мероприятий по смягчению последствий Аральской катастрофы. Госпрограмма включает в себя меры по созданию рабочих мест, повышению инвестиционной привлекательности региона, улучшению здравоохранения, жилищных условий людей, развитию транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры населенных пунктов, систем теплоснабжения. Для реализации этой программы правительством создан Фонд развития региона Приаралья.

В заключение необходимо подчеркнуть, что сегодня страны Центральной Азии осознают необходимость дальнейшего социально-экономического и экологического процветания нашего региона и создания современных условий для трансграничного водного сотрудничества с учетом передового зарубежного опыта, а также в рамках двустороннего и многостороннего форматов, в том числе в рамках МФСА. Взаимоприемлемые механизмы и принципы по совместному использованию водных ресурсов региона позволят создать устойчивую, долгосрочную и доверительную основу для решения имеющихся и возникающих вопросов в интересах всех стран Центральной Азии.

Трансграничный опыт взаимодействия

В качестве примеров эффективного совместного водопользования трансграничными реками можно привести нижеследующие международные договоренности

Рамочная директива Европы

По некоторым оценкам, среднегодовые возобновляемые запасы поверхностных вод в Европе (вместе с европейской частью России) составляют порядка 6400 куб. км в год. Для различных нужд ежегодно изымается от 5% (Скандинавия) до 40% (Бельгия, Нидерланды, Германия, Испания) из располагаемых водных ресурсов.

В Западной Европе в целом забирается 20% водных ресурсов, что составляет в среднем около 450 куб. км/год (без России). В Южной Европе, где основным потребителем воды является сельское хозяйство, водозабор достигает 80%.

Главной проблемой для Западной Европы в конце 90-х гг. в водохозяйственной сфере являлось загрязнение поверхностных вод вследствие интенсивного развития народного хозяйства. В результате практически все крупные реки Европы превратились в своеобразные сточные каналы.

В 2000 г. в целях совместного использования трансграничных и пограничных водных ресурсов, а также осознавая важность сохранения качества воды на основе бассейнового подхода в ЕС, был принят основополагающий документ по вопросам управления водными ресурсами – «Водная рамочная директива», который предусматривает:

1) обеспечение охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов;

2) управление водными ресурсами в границах водного бассейна с созданием специального государственного органа управления;

3) изучение состояния и использования водных объектов каждого водного бассейна, оценки степени и источников антропогенного воздействия на водные объекты, проведение экономического анализа водопользования;

4) разработку долгосрочной программы действий по каждому водному бассейну, которая должна пересматриваться каждые 6 лет, с обязательной публикацией для широкого обсуждения;

5) активное вовлечение в процесс разработки, корректировки и реализации бассейновых программ всех заинтересованных сторон, включая водопользователей, органы местного самоуправления и общественность;

6) осуществление мониторинга состояния водных объектов и особо охраняемых природных территорий;

7) согласование действий по трансграничным водотокам с соседними странами и желательность создания межгосударственного органа управления.

Дунайский рекорд

В ЕС важное значение уделяется управлению бассейном реки Дунай, которая является рекордсменом по числу государств (19), имеющих к нему территориальный доступ. Международно-правовой статус Дуная определяется Белградской конвенцией о режиме судоходства на Дунае (от 1948 г.) и Дополнительным протоколом к этой Конвенции (от 1998 г.).

В 1994 г. дунайские страны подписали Конвенцию о сотрудничестве по защите и сбалансированном водопользовании Дуная, направленную на поддержание общего качества жизни в регионе и защиту экосистем.

Конвенцией была учреждена Международная комиссия по защите реки Дунай, которая состоит из делегаций сторон и проводит совещания не менее 1 раза в год. Стороны Конвенции поочередно осуществляют президентство в Комиссии, которое длится один год.

В рамках Комиссии создаются группы экспертов по: а) управлению речным бассейном; б) источникам воздействия; в) мониторингу и оценке; г) защите от наводнений; д) управлению информацией и географической информационной системой; е) участию общественности; ж) стратегическим вопросам. Проверку работы Комиссии осуществляют независимые аудиторы, назначаемые по предложению сторон Конвенции. Аудиторами не могут быть граждане страны гражданства президента Комиссии или исполнительного секретаря.

Рейнская экосистема

В ЕС бассейн реки Рейн делят 9 государств – Германия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Австрия, Люксембург, Италия, Лихтенштейн, Бельгия.

Водосбор реки Рейн служит характерным примером трансграничного сотрудничества по очистке водного объекта. Международная комиссия по защите Рейна, созданная в 1950 г. Францией, Западной Германией, Люксембургом, Нидерландами и Швейцарией, к маю 1987 г. выработала Рейнский план действий по улучшению экосистемы Рейна.

В План действий входила Программа «Лосось-2000». Основной целью Программы было повторное заселение лососевых рыб в Рейн. (В 1885 г. в реке было поймано около 250 тыс. лососей, а к концу 1950-х гг. лосось в Рейне исчез.) В очистку только верхнего Рейна и Боденского озера Германия, Швейцария и Австрия вложили более 5 млрд. марок ФРГ (в ценах 1970 гг.), которые были направлены, в основном, на очистку воды в точечных источниках загрязнения или на ликвидацию ряда из них.

В настоящее время многие места на берегах реки превратились в места отдыха для местного населения и туристов из-за рубежа. По информации, ежегодно туристы тратят более 4 млрд. евро, каждый из них оставляет в долине Рейна в среднем около 100 евро ежедневно.

Пиренейское взаимодействие

В 1998 г. Португалия и Испания подписали Соглашение по регулированию доступа к своим общим рекам для защиты и эксплуатации вод в испанско-португальских речных бассейнах.

Согласно документу, использование одной стороной водных ресурсов в любой части речного бассейна не должно оказывать существенного воздействия для ресурсов другой стороны.

Соглашением учреждены две двусторонние институциональные структуры для развития трансграничного водного сотрудничества: 1) «Конференция сторон» на высоком политическом уровне; 2) «Комиссия по развитию и применению Соглашения» (Двусторонняя комиссия) для выполнения технических функций.

При этом вопрос режима речного стока является наиболее важным аспектом Соглашения. Между странами устанавливаются объемы гарантируемых объемов стока (больше для испанских частей трансграничных рек, которые находятся выше по течению) в определенных пунктах и минимальные стоки для участков рек, находящихся ниже по их течению, для сохранения естественного водного режима рек.

Река Колумбия. США–Канада

Река на северо-западе Северной Америки. Пересекает канадскую провинцию Британская Колумбия, а также американские штаты Вашингтон и Орегон. Длина – 2000 км. В Канаде расположены 15% водосборного бассейна реки, а в США – 85%. Река создает благоприятные условия для строительства ГЭС и выработки гидроэлектроэнергии для обеих стран. 50% всей гидроэлектроэнергии в США вырабатывают ГЭС на Колумбии и ее притоках. Большинство водохранилищ реки осуществляет сезонное регулирование стока для целей гидроэнергетики и борьбы с наводнениями. Река также используется для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в водных ресурсах.

В 1961 г. Канада и США подписали Договор о совместной разработке водных ресурсов бассейна реки Колумбия посредством скоординированного строительства и эксплуатации нескольких водохранилищ с целью удовлетворения возросших потребностей в электроэнергии и контроля за наводнениями в обеих странах. Договором на паритетной основе учреждены два постоянных органа для совместного управления развитием бассейна реки Колумбия: объединенное канадско-американское агентство, состоящее из двух отделений – американского и канадского; техническое правление из 4 членов – по 2 члена от каждой стороны.

Договор предусматривает: 1) условия строительства и эксплуатации водохранилищ в бассейне реки; 2) распределение стока и минимального объема стока на границе между Канадой и США, а также условия водозаборов Канады в бассейне реки; 3) возможность выхода США или Канады из Договора в течение 60 лет, письменно уведомив другую сторону за 10 лет вперед о намерении выхода; 4) исключение возможных спекуляций после вложения средств и строительства крупных плотин в верховьях реки.

Река Парана. Бразилия–Уругвай

Река протекает в южной части континента Южная Америка по территории Бразилии, Парагвая и Аргентины. Парана обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом. На реке построена плотина Итайпу, а также вторая в мире по выработке электроэнергии ГЭС (на первом месте – китайская ГЭС «Три ущелья»).

В 1973 г. Бразилия и Парагвай заключили Договор, предусматривающий использование гидроресурсов реки Парана на принципах совместного владения и управления. Согласно Договору, между двумя странами была возведена крупная плотина Итайпу. Руководит ГЭС Совместная дирекция из представителей Парагвая и Бразилии. Сооружение полностью обеспечивает спрос населения Бразилии и Парагвая в электричестве.

Согласно Договору:

- капитал объединенного предприятия в равных долях принадлежит государственным энергетическим компаниям Бразилии и Парагвая;

- выработанная электроэнергия делится между Бразилией и Парагваем поровну;

- в случае неиспользования какой-либо из стран-участниц части электроэнергии, эта часть может быть передана партнеру по цене, существующей на день сделки.

Фаррух Жураев

Экономическое обозрение №10 (226) 2018

Поделиться постом

Похожие новости