Глобальная технологическая конкуренция

Глобальная технологическая конкуренция

Успех экономических реформ в Узбекистане и особенно развитие передовых отраслей промышленности в огромной степени будут зависеть от способности страны привлечь современные иностранные технологии и знания. Однако сделать это будет не так-то просто. Во все времена передовые технологии и знания представляли собой ключ к экономическому, политическому и военному могуществу, и поэтому владельцы технологий никогда не горели особым желанием безвозмездно делиться ими с кем бы то ни было. Можно в этой связи вспомнить, например, строжайший запрет, который китайцы в средние века наложили на передачу технологий производства шелка и фарфора, которые приносили казне Поднебесной баснословные прибыли.

Современность, несмотря на глобализацию, ни чем принципиально не отличается от прошлых веков. В большинстве случаев технологически передовые страны продают менее развитым странам лишь, условно говоря, «фарфоровую чашку», но при этом строжайше следят за сохранением своей монополии на знание ее производства. Максимум, что позволяется, это создать один из компонентов чашки в рамках цепочки добавленной стоимости. Конечно, может осуществляться передача некоторых технологий, но она находится в серьезной зависимости от геополитической лояльности реципиента.

Сегодня, в условиях фактически состоявшейся многополярности и ускоряющейся гонки за лидерство в новом технологическом укладе владение технологиями, их защита или доступ к иностранным разработкам приобретают фактически экзистенциальное значение. Ведущие государства мира вкладывают десятки миллиардов долларов в прорывные исследования, одновременно стремясь вытеснить конкурентов с перспективных рынков и иногда даже заблокировать их технологический прогресс.

Наиболее отчетливо технологическая конкуренция, имеющая все шансы перерасти в технологическое противостояние, видна в отношениях США и Китая. Американцев давно беспокоят масштабные усилия КНР по получению доступа к западным технологиям и знаниям, причем иногда не совсем законными методами. В частности, Пекин широко применяет схему «доступ на китайский рынок в обмен на технологии», т.е. иностранная компания должна «добровольно» раскрыть технологии, состав или формулу производства инновационного продукта, если она хочет работать на китайском рынке. В США многие расценивают это как прямую кражу интеллектуальной собственности, тем более, что зачастую полученные таким образом технологии оказываются у китайских компаний, которые спустя некоторое время вдруг начинают выпускать продукцию со схожими характеристиками. США оценивают потери от подобной китайской модели в 50 млрд. долларов в год.

Вашингтон многие годы призывал Китай уважать право интеллектуальной собственности и, похоже, при Дональде Трампе его терпение лопнуло. Стремление призвать Пекин к ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности как раз стало одной из причин введения дополнительных пошлин на китайский импорт в США. Параллельно с пошлинами Белый дом начал кампанию по ограничению доступа китайских компаний к американским и европейским передовым технологиям и разработкам.

Еще в апреле 2018 года правительство США ввело 7-летний запрет для американских компаний на продажу hardware и software второму крупнейшему китайскому производителю и поставщику телекоммуникационного оборудования компании ZTE. Запрет распространяется на продажу многих критически важных компонентов, включая процессоры, оптику, антенны, экраны, операционные системы, приложения и многое другое.

Вслед за ZTE, министерство торговли США оповестило дочернее научно-исследовательское предприятие Huawei – Futurewei Technologies Inc. – о намерении отклонить заявку компании на продление экспортной лицензии. Основная причина – угроза национальной безопасности и запрет на передачу за рубеж телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, включая технологии высокоскоростной передачи данных.

The Wall Street Journal указывает, что в конце 2018 года США начали выходить на технологические компании в странах-партнерах, включая Германию, Италию и Японию, с целью убедить их избегать закупок телекоммуникационного оборудования от Huawei Technologies Co., поскольку американцы видят в нем угрозу для их кибербезопасности. В качестве компенсации США рассматривают возможность увеличения финансовой помощи для развития телекоммуникационного сектора тем странам, которые откажутся от китайского оборудования.

Данные действия США против Huawei во многом нацелены на затруднение продаж этой компанией новых технологий на базе 5G, которые способны обеспечить сверхбыструю связь, благодаря чему станет возможным широкое внедрение Интернета вещей, беспилотных автомобилей и в целом новой производственной и социальной реальности. Американские чиновники указывают, что покупка подобного оборудования у китайцев позволит им шпионить и в любой момент отключать производственные компоненты на заводах в странах-партнерах.

Действия американцев против производителей китайского телекоммуникационного оборудования поколения 5G являются неслучайными. Известно, что США в свое время извлекли огромные прибыли от лидерства в 4G и поэтому не намерены уходить на вторые роли при разработке и внедрении 5G. У Китая же на этот счет свои планы. Он всерьез намерен стать мировым лидером в беспроводных технологиях и создать к 2030 году благодаря 5G как минимум восемь млн. рабочих мест в собственной экономике.

Скорее всего, в 2019 году можно будет ожидать дальнейшего ужесточения политики правительства США в отношении сотрудничества американских высокотехнологичных компаний с иностранными гражданами и компаниями. По данным расположенного в Сан-Франциско (США) новостного ресурса по инновационным технологиям VentureBeat, Министерство торговли США в ноябре 2018 года составило предварительный список технологий, передача которых иностранцам будет, возможно, блокироваться. В этот список вошли технологии из следующих сфер: биотехнологии, искусственный интеллект и машинное обучение, технологии производства микропроцессоров, анализа данных, логистика, робототехника, разработка нейроинтерфейсов, гиперзвуковые и квантовые технологии, передовые материалы. Официальное принятие этого списка может в первую очередь ограничить возможности Китая по инвестированию в американские стартапы и получению важных для него знаний и технологий.

Между тем, действия США не ограничиваются только Китаем. Под удар попадает и другой геополитический и технологический соперник американцев – Россия, которой удалось опередить их в некоторых типах передовых военных разработок. Один из последних чувствительных ударов по РФ был нанесен в авиастроительной сфере, где Вашингтон потребовал от компаний Hexcel (США) и Toray Industries (Япония) соблюдать режим американских санкций против РФ и прекратить поставлять российским предприятиям «Аэрокомпозит» материалы для композитного крыла и киля первого российского среднемагистрального самолета МС-21. В целом, этот самолет почти на 40% состоит из импортных комплектующих, что позволяет американцам теоретически поставить крест на реализации этого значимого для Москвы проекта.

Таким образом, обострение технологической конкуренции постепенно становится данностью мировой политики и экономики, и всем ее акторам, включая развивающиеся страны, придется ее так или иначе учитывать при разработке своих долгосрочных стратегий закупки высокотехнологической продукции и оборудования, а также при развитии собственной научно-технической базы.

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №1 (229) 2019

Поделиться постом

Похожие новости