Ответные меры Сингапура против кризиса COVID-19

Ответные меры Сингапура против кризиса COVID-19

В своей рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

Дэнни Куа из Национального университета Сингапура в своей статье описывает экономическую политику Сингапура в ответ на кризис в связи со вспышкой COVID-19 в 2020 году. Автор утверждает, что хорошо продуманные схемы экономического стимулирования, работающие в тандеме с установленными внутренними законами и доверием населения к научным знаниям и политическому лидерству, имеют решающее значение для достижения хороших результатов в Сингапуре в борьбе с кризисом.

Меры экономической политики

Сингапур – это небольшая открытая экономика, в которой объем внешней торговли в три-четыре раза больше общего ВВП страны. В 2019 году общий объем ВВП составил 508 миллиардов долларов США, увеличившись за год на 0,7% по сравнению с 3,4% в 2018 году. В ноябре 2019 года Министерство торговли и промышленности (МТП) Сингапура официально прогнозировало, что рост ВВП в 2020 году будет находиться в диапазоне от 0,5% до 2,5%.

Вспышка COVID-19 быстро изменила эти обстоятельства. МТП пересмотрело свой прогнозный интервал до 2020 года с -0,5% до 1,5%, то есть на один процентный пункт, в течение, по существу, нескольких недель. Эта оценка была обусловлена ​​ожидаемым более слабым ростом в Китае, но в целом оставила без изменений прогноз на 2020 год для экономик США и стран еврозоны.

По прогнозам, при достижении нижнего предела диапазона прогнозов МТП в феврале, весь 2020 год будет периодом отрицательного роста в Сингапуре – впервые с 2001 года. Даже вспышка SARS в 2003 году сократила ВВП на 0,3% всего за один квартал с рекордным ростом ВВП 5,3% в последующем квартале.

Поэтому прогнозируемое воздействие вспышки COVID-19 на экономику Сингапура больше, чем любое другое событие последних двух десятилетий, включая глобальный финансовый кризис 2008 года.

Применяемая экономическая политика Сингапура логически может быть разделена на политику, сформированную в рамках государственного бюджетного процесса 2020 года (объявленную в феврале 2020 г.), и политику, проводимую вне этого процесса.

Начиная с момента, когда вспышка COVID-19 привела к ряду карантинных ограничений (февраль 2020 г.), налагаемых на бизнес и работников, правительство быстро осознало, что при прочих равных условиях стимулом будет, если даже больные и инфицированные будут продолжать работать. Это привело к тому, что те, кто был здоров, но имел больного коллегу, испытывали повышенный риск того, что они тоже заболеют. В середине февраля правительство разработало схему компенсаций предприятиям и частным предпринимателям лиц, находящихся в отпуске по нетрудоспособности, связанному с COVID-19. Хотя компенсация не составляет 100%, это шаг к гарантированному оплачиваемому отпуску по болезни.

В соответствии с теми же принципами управления тестирование COVID-19 является бесплатным, хотя тем, кто подозревает инфекцию, но еще не проявляет респираторных симптомов, вместо этого рекомендуется практиковать самоизоляцию и социальное дистанцирование.

Что касается правительственного бюджета на 2020 год, то во вторник, 18 февраля, министр финансов Сингапура Хенг Су Кит должен был представить бюджет парламенту.

Правительство Сингапура работает по принципу бюджетного баланса на каждый срок правления. Так, например, с 2001 по 2010 год, в период, который включал глобальный финансовый кризис 2008 года, общий бюджетный баланс Сингапура в среднем составил + 0,1% ВВП.

Бюджет 2020 года, напротив, показал ожидаемый дефицит в размере 10,9 млрд. долл. США, что составляет 2% ВВП, при этом общие расходы министерств составили 83,6 млрд. долл. США. Этот дефицит превышает 8,7 млрд. долл. США бюджета 2009 года во время мирового финансового кризиса, хотя в относительном выражении 2009 год составил 3,2% ВВП.

В необычные государственные расходы Сингапура включен пакет стабилизации и поддержки в размере 4 млрд. долл. США, специально предназначенный для решения проблем COVID-19. Составные части пакета обеспечивают поддержку как совокупного спроса, так и предложения по следующим схемам:

  • Схема поддержки рабочих мест (1,3 млрд. долл. США), согласно которой правительство выплачивает 8% заработной платы местных работников в течение трех месяцев, до месячного предела в 3 600 долл. США. В Сингапуре работает 1,9 миллиона местных работников.
  • Схема кредитования заработной платы (1,1 млрд. долл. США), в соответствии с которой правительство софинансирует увеличение заработной платы приблизительно на 30% для сингапурских работников, до валовой месячной заработной платы в размере 5000 долл. США (точные параметры с течением времени сужаются).
  • Пакет услуг по уходу и поддержке (1,6 млрд. долл. США), посредством которого правительство предоставляет единовременные денежные выплаты в размере от 100 до 300 долл. США каждому сингапурцу в возрасте 21 года и старше, что помогает домохозяйствам оплачивать стоимость жизни.

Помимо этих крупных компонентов, бюджет 2020 года также предусматривает:

  • возврат подоходного налога с предприятий в размере до 25% от общего налога, подлежащего уплате в 2020 году;
  • более быстрое списание инвестиций, произведенных в 2021 году;
  • государственное софинансирование займов на оборотный капитал;
  • повышенную гибкость в оплате аренды коммерческих предприятий на государственную собственность;
  • программы переподготовки кадров в сфере туризма, транспорта и других пострадавших секторах.

По сравнению с историческими средними фискальными расходами масштабы расширения нынешней политики поддержки в Сингапуре впечатляют. Кроме того, эта политика нацелена на то, чтобы наиболее уязвимым и пострадавшим в экономике Сингапура уделялось больше внимания, хотя и непродолжительное время. Учитываются как аспекты спроса, так и предложения: предприятия получают льготы по инвестициям одновременно с тем, что потребители сразу же увеличивают свои денежные запасы, повышая тем самым покупательскую способность в масштабах всей экономики.

Кроме того, в феврале Центральный банк Сингапура объявил, что он «готов перекалибровать денежно-кредитную политику» в случае дальнейшего ухудшения экономических перспектив.

В конце февраля, чтобы продемонстрировать солидарность с другими сингапурцами, которые борются с коронавирусом, президент Республики Сингапур, премьер-министр, все члены кабинета министров и все лица, занимающие политические посты, сократили заработную плату на один месяц. В то же время министр финансов объявил, что работники сферы здравоохранения получат специальный дополнительный бонус за месяц.

Наконец, в своем выступлении 12 марта премьер-министр Ли Сянь Лун в дополнение к тому, что было заложено в бюджете министра финансов, объявил, что по мере необходимости правительство уже собирает второй пакет мер поддержки, чтобы продолжать оказывать помощь предприятиям, работникам и домашним хозяйствам.

Техническая компетентность и научная экспертиза

Сингапурцы могли ясно видеть динамику, происходящую между новыми, тщательно представленными научными данными и соответствующими политическими мерами. Во вторник, 4 февраля 2020 г., когда была зарегистрирован первый местный случай заражения коронавирусом, министр образования сообщил, что начальные и средние школы приостановят деятельность. В те же выходные университеты, бизнес и большинство других учреждений настроили тепловые сканирующие станции перед предстоящей рабочей неделей.

В условиях, когда, например, от населения требуется социальное дистанцирование, не требуется много запутанных расчетов для оценки затрат и выгод, а также для принятия советов как от науки, так и от политического руководства. Политика просто намного эффективнее, когда есть доверие к науке.

Коммуникация и политическое лидерство

Вечером в пятницу, 7 февраля 2020 г., после того, как Министерство здравоохранения объявило, что Сингапур переходит к оранжевому уровню опасности (DORSCON Orange), некоторые полки супермаркетов по всему острову быстро опустели.

На следующий день премьер-министр Ли Сянь Лун выступил по телевидению с обращением к народу. По общему мнению, сообщение было лучшей моделью хорошего общения и национального лидерства. Выступление объяснило аудитории – на какие экономические и социальные резервы сможет опираться Сингапур, что нового в угрозе, создаваемой новым коронавирусом, какие меры были приняты и как отдельные сингапурцы смогли помочь.

В Сингапуре обмен сообщениями остается четким, последовательным и информативным. Достоверность информации – высока. Это продолжает успокаивать население соответствующим образом и поддерживать доверие к системе. Спрос и предложение работают лучше всего, когда есть уверенность в социальных механизмах.

Центры США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) предлагают простую формулу для общественного здравоохранения: «Будьте последовательным. Будьте точным. Не скрывайте важную информацию. Не позволяйте никому подняться на трибуну без подготовки, знаний и дисциплины, чтобы донести жизненно важные сообщения». Если есть угроза, что многие заболеют, не обманывайте их. Пугающую информацию по-прежнему нужно передавать, но делайте это с сочувствием. Помогите людям увидеть на индивидуальном уровне, что они могут сделать, чтобы помочь.

Политическое и научное руководство Сингапура, похоже, восприняло формулу CDC для своих публичных заявлений. Можно было бы сказать, что сингапурский подход – это всего лишь здравый смысл.

Таким образом, политический ответ Сингапура на кризис в результате вспышки COVID-19 имеет три широких направления:

  • Экономическое, чтобы восстановить потенциальные падения совокупного спроса и предложения и возможные сбои рынка.
  • Научное, чтобы справиться с проблемами здравоохранения и медицины и укрепить доверие к системе.
  • Политическое, с лидерством, показывающим, что правительство в максимально возможной степени владеет ситуацией, и признающим необходимость продолжать учиться по мере устранения пробелов в знаниях и быть готовым к адаптации следующей соответствующей политики.

Каждое из этих направлений само по себе разумно и эффективно. Но они также подпитывают друг друга, и благодаря положительным внешним эффектам усиливают ответные меры политики.

Научное и политическое лидерство, которое обеспечивает четкое понимание ситуации, выявляет риски и проблемы, вместе с экономической политикой, которая учитывает как спрос, так и предложение, и поддерживает непрерывную стабильную социальную систему для продуктивного обмена – это то, что эффективно помогает Сингапуру в борьбе с кризисом в результате вспышки коронавируса COVID-19.

Подготовила

главный научный сотрудник ЦЭИР

Нодира КУРБАНБАЕВА

Поделиться постом

Похожие новости