Комментарий к статье "Наперекор глобальной турбуле..."> Комментарий к статье "Наперекор глобальной турбуле..." />

«Мультипликативная» задача

«Мультипликативная» задача

«Мультипликативная» задача

Комментарий к статье "Наперекор глобальной турбулентности"

 

— Глубокое ознакомление с текстом выступления главы нашего государства позволяет сделать ряд выводов, характеризующих ход реализации социально-экономических реформ в стране, качественные изменения, происходящие в экономике, жизни, обществе, а также перспективы развития экономики.

Так, благодаря проводимым реформам по структурной перестройке и диверсификации, экономика Узбекистана стала значительно более устойчивой, в том числе и к внешним рискам. Несмотря на существенное падение мировых цен на основные сырьевые товары, тяжелую экономическую ситуацию в странах — основных партнерах Узбекистана и неопределенность в мировой экономике, удалось сохранить одни из самых высоких темпов экономического роста в мире, сбалансированности государственного бюджета и торгового баланса. Такая макроэкономическая стабильность еще раз подтверждает правильность «узбекской модели» реформирования экономики.

В результате реализации целого комплекса мер за прошедшие годы мы достигли такого уровня сбалансированности и устойчивости, такого качественного состояния экономики, когда можно ставить цели и задачи долгосрочного плана — удвоение ВВП к 2030 году и снижение его энергоемкости в 2 раза, повышение доли промышленности в ВВП с 33,5% в 2015 году до 40% к 2030 году и, соответственно, снижение доли сельского хозяйства с 16,6 до 8-10%. Важно, что при этом ставится не какая-то труднодостижимая, амбициозная, а более чем реальная цель, достижение которой возможно практически при любой ситуации в мировой экономике. В частности, чтобы обеспечить удвоение ВВП к 2030 году, достаточно добиться среднегодовых темпов роста ВВП на уровне 4,8%, тогда как за последние годы этот показатель составил около 8%. В текущем году поставлена задача увеличить ВВП на 7,8%. Постановка таких реальных целей и их практическое достижение, а с довольно высокой вероятностью и «перевыполнение», несомненно, станет важным фактором еще большего повышения доверия населения и бизнеса к проводимым реформам и экономической политике государства в целом. А это, как известно, чрезвычайно важный фактор инвестиционной активности и экономического роста.

Также в результате структурной перестройки экономики, роста численности хозяйствующих субъектов и усложнения хозяйственных связей, повышения уровня диверсификации постепенно повышаются как возможности экономики, так и требования к качеству и комплексности проводимых реформ. Если вплоть до сегодняшнего дня в основном ставилась задача по локализации отдельных компонентов производимых продуктов, более глубокой переработке отдельных сырьевых товаров, то теперь уже ставится задача более сложного характера. Речь идет о переходе на производство с 3-4 стадиями переработки сырья для производства конечной продукции. Реализация этого подхода, вне всякого сомнения, позволит создать цепочки добавленной стоимости во многих отраслях промышленности, не только позволяющие существенно углубить производственную кооперацию и увеличить добавленную стоимость в экономике, но и имеющие высокий мультипликативный эффект. Другими словами, развитие одной отрасли будет стимулировать развитие и других отраслей, прямо или косвенно связанных с этой отраслью, что дает новый импульс для развития всей экономики, создания новых рабочих мест и увеличения доходов населения.

Еще один вывод — как и прежде, реформы будут идти комплексно с тем, чтобы обеспечить их сопряженность и создать максимально благоприятные условия для достижения намеченных целей. В частности, сокращение доли государства в экономике, ускоренное развитие ИКТ, дорог и инфраструктуры, оптимизация в сельском хозяйстве, продолжение сильной социальной политики — это те вопросы, без которых невозможно повышение конкурентоспособности экономики и достижение устойчивых темпов социально-экономического развития в долгосрочном плане.

 

Нишонбай Сиражиддинов,
старший координатор проекта SMART

 

Теги

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Интервью

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6