EIAS: Экономическая устойчивость Узбекистана перед лицом COVID-19

EIAS: Экономическая устойчивость Узбекистана перед лицом COVID-19

На веб-сайте Европейского института азиатских исследований (ЕИАИ) опубликована статья, посвященная вопросам экономической устойчивости Узбекистана в период пандемии, сообщает ИА «Дунё».

В ней отмечается, что пандемия значительно замедлила факторы роста в Центральной Азии. Со ссылкой на ЕБРР отмечается, что рост в регионе в этом году сократится примерно на 1,2%.

Авторы пишут, что несмотря на спад, есть и положительные экономические примеры. В данном контексте приводится Узбекистан, где наблюдается положительная тенденция и ожидаются обнадеживающие значительные изменения начиная с 2021 года.

«Благодаря решительным экономическим реформам Президента Шавката Мирзиёева, страна имеет все возможности для того, чтобы выдержать экономический шторм», - говорится в статье.

В частности, с 2017 года проведена либерализации экономики, достигнута макроэкономическая стабильность, поддерживаются высокие темпы роста и контролируемого уровня долга. Одним из главных приоритетов остается укрепление фискальной и монетарной дисциплины.

Отмечается, что эти факторы способствуют улучшению инвестиционного климата, о чем свидетельствуют в последние годы большие изменения в индексе по легкости ведения бизнеса Всемирного банка. При этом упоминается, что Узбекистан в 2019 году британским журналом «The Economist» был назван «страной года».

«Узбекистан столкнулся с кризисом COVID-19 с довольно сбалансированной экономикой, диверсифицированной экспортной корзиной и относительно равномерно распределенными торговыми партнерами, - констатируют европейские аналитики. - Республика в меньшей степени зависит от экспорта сырьевых товаров по сравнению с другими странами региона. Кроме того, приступив к крупным экономическим реформам всего три года назад, Узбекистан все еще относительно не интегрирован в сложные глобальные цепочки поставок. Таким образом, цепочки поставок являются автономными и в значительной степени самодостаточными. Благодаря наличию фискальных буферов и доступу к финансированию со стороны международных финансовых институтов (МФИ), Узбекистан, обладает гибкостью, необходимой для реагирования на кризис и смягчения краткосрочных рисков, располагая сильным буфером для отражения внешних шоков».

Подчеркивается также, что согласно обновленным прогнозам всех основных международных финансовых институтов, отрицательного роста в Узбекистане в этом году не ожидается, динамика сохранится в пределах 1,5%. В следующем году ожидается сильный V-образный рывок узбекской экономики, который достигнет докризисного уровня роста в диапазоне 6-7%.

«Узбекистана имеет хорошие возможности для финансирования дефицита текущих статей платежного баланса за счет внешнего долга и использования валютных резервов страны. Государство обладает достаточными валютными резервами для финансирования импорта на 13–14 месяцев, в то время как МФИ рекомендуют развивающимся странам иметь резервы на три месяца, - приводит источник. - Республика также имеет положительный баланс по отношению долга к ВВП - около 44% в 2019 году».

По оценкам Всемирного банка, порог долга к ВВП в развивающихся странах должен составлять 64%, после чего каждый дополнительный процентный пункт долга замедляет ежегодный рост в среднем на 2%. Таким образом, в Узбекистане сохраняется низкий уровень долгового кризиса, о чем свидетельствует последний совместный анализ устойчивости долга МВФ и Всемирного банка, проведенный в 2019 году.

На фоне общего позитивного прогноза выделены и проблемные области. Во-первых, это снижение денежных переводов как один из источников валютных поступлений. В этом году Узбекистан ожидает снижение денежных переводов на 35%. Второй вызов - девальвация узбекского сума. В-третьих - нестабильное положение малых и средних предприятий, которые более чувствительны к колебаниям, влияющих на их финансирование, и, как правило, имеющие меньшую защиту для противостояния крупным экономическим потрясениям.

«В Узбекистане малые и средние предприятия производят 54% ВВП и обеспечивают 76% занятости. Руководство Узбекистана предпринимает важные меры по поддержке малых и средних предприятий, включая отказ от налога на имущество и земельного налога на период с 1 июня по 1 сентября», - говорится в материале.

И, наконец, понижение прогноза суверенного кредитного рейтинга Узбекистана со стороны «Standard & Poor's» со стабильного на негативный в результате ожидаемого роста внешнего и налогового долга Узбекистана в следующем году.

Эксперты считают, что Узбекистан стоит перед благоприятной посткризисной перспективой благодаря устойчивой экономике, опирающейся на несколько сильных и стабильных опор. Он также имеет и региональную перспективу. Как это ни парадоксально, COVID-19 предоставил возможность государствам региона для более тесного сотрудничества.

«Посредством конструктивного подхода, подобного подходам Узбекистана, процесс сотрудничества в Центральной Азии может фактически укрепиться и активизироваться в результате кризиса COVID-19», - заключают авторы.

Поделиться постом

Похожие новости