Дильшод Султанов прокомментировал влияние «Google Tax»

Дильшод Султанов прокомментировал влияние «Google Tax»
Дильшод Султанов Фото: УзАПИ

В некоторых СМИ появились публикации о налогообложении в Узбекистане электронных услуг – «Google Tax». Заместитель министра финансов Дильшод Султанов прокомментировал сделанные ранее заявления.

- До 1 января 2020 года электронные услуги облагались НДС в следующих случаях:

1) когда их оказывали юридические лица – резиденты Узбекистана потребителям, находящимся на территории страны. Вне зависимости от того, являлся ли потребитель юридическим или физическим лицом, НДС исчислялся по ставке и в порядке, установленным Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Однако когда юридические лица Узбекистана оказывали услуги за пределами республики, эти услуги рассматривались как необлагаемый оборот. Отнести «входной» НДС в зачет было нельзя. Налог относился на затраты, что приводило к росту себестоимости электронных услуг;

2) при приобретении электронных услуг юрлицами – резидентами Узбекистана у юрлиц – нерезидентов. НДС уплачивал покупатель услуги. Например, при получении электронной услуги у нерезидента за 100 ед. НДС уплачивался в размере 15 ед. В зависимости от выбранной системы налогообложения, данная сумма налога относилась либо в зачет, либо на стоимость услуги.

При реализации тем же нерезидентом аналогичной электронной услуги физлицу, находящему в Узбекистане, НДС не уплачивался ни в нашей стране, ни в стране поставщика услуги. В результате национальные поставщики электронных услуг, оказывая их физлицам, попадали в неравные условия по сравнению с зарубежными. А бюджет недополучал доходы.

Схема уплаты НДС при оказании электронных услуг до 1 января 2020 года была такой:

Таким образом все электронные услуги, кроме оказываемых нерезидентами физлицам, находящимся на территории Узбекистана, облагались НДС.

Внимание
НДС уплачивается в стране по месту нахождения покупателя услуги. Это правило установлено во всех странах, взимающих этот налог, а не только в Узбекистане.

Что изменилось в налогообложении электронных услуг у юрлиц с 2020 года

Изменения коснулись, прежде всего, юридических лиц – резидентов Узбекистана. Если они оказывают услуги нерезидентам, то могут зачесть суммы «входного» НДС, который ранее относился на расходы (себестоимость). Узбекистанские поставщики услуг вправе это сделать несмотря на то, что сами они НДС в бюджет не перечиляют. Т.е. государство должно теперь возвращать им налог, уплаченный при приобретении товаров (услуг), необходимых для оказания электронных услуг на экспорт.

Обязательства по уплате НДС юридическими лицами – резидентами Узбекистана, приобретающими электронные услуги у нерезидентов, сохраняются. Но теперь эти юрлица являются налоговыми агентами, так как они должны «извлечь» налог из стоимости получаемой услуги.

Если НДС не включен в стоимость услуги, юридическое лицо – резидент должно самостоятельно его исчислить, как это и было до 1 января 2020 года.

Внимание
С 2020 года нерезиденты, имеющие в Узбекистане постоянное учреждение, уплачивают НДС через это учреждение.

Как облагаются электронные услуги, оказываемые физлицам

С 2020 года доходы от электронных услуг нерезидентов облагаются НДС вне зависимости от того, кому они оказываются – юридическим или физическим лицам. При оказании услуг физлицам плательщиками налога являются сами нерезиденты или посредники, осуществляющие расчеты с потребителями.

Это не означает, что теперь для уплаты НДС им надо открывать в Узбекистане представительство, нанимать персонал и выполнять другие подобные действия. Все, что от них требуется, это – зарегистрировать на сайте tax.uz персональный кабинет, который и станет их НДС–офисом. Упрощенная регистрация, осуществляемая удаленно в электронной форме, позволит зарубежным поставщикам услуг минимизировать затраты на уплату налога.

Этому же будут способствовать:

  • удаленная сдача упрощенной отчетности по НДС в электронной форме 1 раз в квартал;
  • отсутствие необходимости выставлять потребителям счета-фактуры;
  • возможность оплаты налога в валюте из-за границы.

При этом Узбекистану не придется вносить изменения или отменять какие-либо положения международных договоров об избежании двойного налогообложения. Они регулируют применение прямых налогов и к налогу на добавленную стоимость никакого отношения не имеют.

Узбекистан не придумывал никакого нового механизма налогообложения электронных услуг. Он используется большинством стран и приносит им доходы. При этом взаимосвязи между развитием электронных услуг и уплатой НДС не прослеживается. Никакого замедления развития цифровой экономики в странах, взимающих «налог на Гугл», не происходит.

Поделиться постом

Похожие новости