|   | 

Туристическая экзотика села

Туристическая экзотика села может стать драйвером развития сельской местности

Туристическая  экзотика села

Узбекистан обладает высоким туристическо-рекреационным потенциалом. На его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристических объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у иностранных туристов. Наличие самых разнообразных туристическо-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать различные виды туризма, в том числе рекреационный, культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический, спортивный, аграрный туризм и другие.

В то же время такому туристическому направлению, как агроэкотуризм, до последнего времени уделялось явно недостаточно внимания. Агроэкотуризм — это туризм в сельской местности. Для регионов Узбекистана это направление может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей. Правильно спланированный и организованный агроэкотуризм может стать одним из перспективных направлений структурной перестройки экономики села, фактором возрождения и социально-экономического развития сельских территорий страны.

Прелести агроэкотуризма

■ Отдых в сельской местности: колоритные усадьбы с удобствами, деревенские пейзажи и чистый воздух, экологически чистые продукты питания.
■ Возможность познакомиться с культурным наследием сельчан, их традициями и обычаями, а также попробовать себя в сельском труде.
■ Пешие и конные прогулки по лесным тропам, охота и прочие экзотические мероприятия.
■ Весьма популярен среди иностранцев, которые желают познакомиться с местной культурой и провести отпуск по невысоким ценам.
■ Эффективный отдых для деловых людей, которые в силу напряженности работы хотят отдохнуть на лоне природы, наслаждаясь чистым воздухом, пением птиц и живописными пейзажами.

Популярный сельский отдых
В настоящее время в мире наблюдается повышение интереса к агроэкотуризму. Одной из причин этого является желание определенной группы туристов найти дружественный для окружающей среды вид отдыха на природе. Для жителей крупных городов подобный вид отдыха также интересен как возможность показать своим детям сельскую жизнь. Агроэкотуризм все чаще привлекает иностранных туристов, которых интересуют зарубежный сельский колорит, быт, национальная культура, кухня.

Под агроэкотуризмом понимается временное пребывание в сельской местности на основании договоров, заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом, национальными культурными традициями без занятия деятельностью, приносящей прибыль из источника в месте пребывания.
Опыт США и стран Западной Европы свидетельствует о широком распространении агроэкотуризма как вида отдыха. Для динамичного и успешного развития агроэкотуризма необходимо наличие следующих факторов:

  • сочетание сельских населенных пунктов и благоприятной экологической ситуации;
  • наличие сельских жителей, которые желают заниматься агроэкотуризмом;
  • наличие большого количества природных и историко-культурных объектов на территории района;
  • благоприятное транзитное географическое положение.

Всеми этими элементами Узбекистан, безусловно, обладает. Но для развития агроэкотуризма на современном уровне необходимо создание определенных предпосылок:

  • создание национальных общественных организаций, объединяющих усадьбы, агротуристические фермы и предприятия, их членство в международных объединениях;
  • увеличение в системе агроэкотуризма количества сертифицированных по международным стандартам усадеб;
  • распространение информации о развитии агроэкотуризма в стране посредством международной электронной базы данных;
  • создание системы государственной поддержки агротуристического бизнеса и развитие его инфраструктуры.

В мировой практике накоплен большой опыт работы по развитию сферы агроэкотуризма, активное использование которого может существенно помочь в развитии этого туристического направления в Узбекистане.

Американское лидерство

США являются страной-лидером по качеству услуг и инновационным методикам в сфере агроэкотуризма.
Начало развития агроэкотуризма в США приходится на 1980-е годы. Усадьбы типа B&B (от англ. «Bed&Breakfast» — «ночлег и завтрак») располагались, в основном, в исторических зданиях и сооружениях (старые дома, железнодорожные станции, тюрьмы, фермы). Перед хозяевами таких усадеб стояла сверхзадача: сохранение культурно-исторического наследия. Действовал девиз: «Прошлое может стать частью нашего настоящего!».

В настоящее время сельский туризм в США является быстрорастущим сектором путешествий. За последние годы количество отдыхающих в усадьбах типа B&B увеличилось с 25 до 50 млн. человек. Если в начале 90-х годов прошлого столетия было около 10 тыс. усадеб, то теперь насчитывается более 18 тыс. профессионально развивающихся усадеб типа B&B.

Обязательными условиями для усадьбы типа B&B в США являются:

  • проживание в доме с гостями,
  • сдача гостям не более 6-10 комнат (в зависимости от штата),
  • предоставление завтрака (иногда ужина),
  • наличие общей комнаты типа «living room» (зал) или «dining room» (столовая),
  • отсутствие ресторана или бара.

Заслуживают внимания и анализа следующие статистические параметры состояния агротуристической отрасли США:

  • 83% хозяев живут в своих усадьбах;
  • 58% полагаются на дополнительные источники дохода;
  • как минимум сдается 6 комнат среднего размера;
  • средний уровень загрузки усадеб — 40%;
  • средняя стоимость проживания в сутки составляет $151;
  • средний возраст построек, используемых в качестве усадеб, — около 111 лет.

В США действует Международная профессиональная ассоциация владельцев усадеб РАII (Professional Association of Innkeepers International, www.innkeeping.org), которая объединяет около 2000 хозяев усадеб и является известнейшей в мире. Она имеет уникальную систему профессиональной подготовки и повышения квалификации хозяев B&B, программу практических стажировок в усадьбах, развитую маркетинговую систему, основанную на современных информационных технологиях, собственный ежеквартальный журнал и регулярные обучающие конференции.

В США появился самым первым и до сих пор является наиболее популярным видом агротуризма отдых на ранчо. На данный момент существует несколько разновидностей гостевых ранчо: обычное гостевое ранчо, работающее гостевое ранчо и гостевое ранчо-курорт. Однако все эти типы объединены одной идеей — превалирующей формой деятельности является верховая езда.

Европейский опыт

Агроэкотуризм активно развивается во всех европейских странах. Европейский Союз проводит последовательную протекционистскую политику в отношении этого вида деятельности за счет различных программ и структурных фондов (Support, Lider I, Lider II и др.). Система дешевых европейских кредитов и ссуд принесла свои плоды: возникли тысячи сельских усадеб и новых форм бизнеса, связанных с туризмом в сельской местности. Инфраструктура в странах Европы находится на должном уровне, усадьбы отличаются высоким комфортом и художественным стилем.

Анализ развития агроэкотуризма в европейских странах позволяет выявить следующие закономерности.

Правовая легализация агроэкотуризма и налоговые льготы придают его развитию «взрывной» характер. Законодательная поддержка на ранней стадии увеличивает количество официально зарегистрированных провайдеров сельского туризма, качество обслуживания и создает здоровую и честную конкурентную среду.

Регулирование агроэкотуризма осуществляется на национальном уровне. Это особенно важно для больших стран с сильными автономиями, таких как Испания, где у каждой провинции есть свои стандарты и требования. Они нередко создают очень сложную ситуацию для потребителей, которые не могут понять и сопоставить, чем различаются «две звезды» («две оливки») в сельском отеле и «два цветка» в отеле в Австрии по уровню комфорта.

Создание ассоциации на ранней стадии ускоряет развитие агроэкотуризма. Европейский опыт свидетельствует, что роль ассоциации является решающей в процессе создания льготных правовых условий для развития сельского туризма.
Агроэкотуризм сосредотачивается, в первую очередь, на внутреннем рынке. В европейских странах большинство покупателей (туристов) — местные жители. Исключением являются Австрия и Словения, где немецкие туристы составляют 40%, и Италия, где в сельской местности отдыхают более 50% иностранцев.

«Человеческий фактор» — основа агроэкотуризма, поэтому обучению и воспитанию персонала уделяется самое пристальное внимание. Именно непосредственный человеческий контакт и личное общение привлекательны в этом виде туризма. Для того, чтобы удовлетворять растущие потребности туристов, необходимо постоянно обучать обслуживающий персонал.

В европейских странах существуют десятки тысяч сельских усадеб. Достоверную статистику их деятельности получить сложно. Официальные структуры не имеют единого реестра, а национальные ассоциации учитывают только своих членов.
В Европе существует несколько организаций, объединяющих хозяев сельских усадеб. Одна из них — самая крупная — EuroGites (European Federation of Farm and Village Tourism — Европейская Федерация аграрного и сельского туризма, www.eurogites.org), которая объединяет 29 стран и 34 профессиональные ассоциации Европы, развивающие сельский туризм (агроэкотуризм). В ней учитываются усадьбы всех видов — от сельских домов типа Bed&Breakfast с системой самообслуживания до маленьких частных семейных сельских отелей и гостевых домов, предоставляющих услуги питания или активного туризма. Беларусь входит в эту организацию с 2009 года. Согласно статистике EuroGites, в странах-членах насчитывается 400 тыс. объектов агроэкотуризма и 3,6 млн. койко-мест. Странами-лидерами являются Италия и Польша, в которых насчитывается по 20 тыс. агроусадеб.

Вторая организация — ЕСЕАТ (European Center for Ecological and Agricultural Tourism — Европейский центр эко- и агротуризма, www.eceat.org) — объединяет представителей 12 стран. Это, в основном, фермеры или сельские жители, развивающие, помимо усадеб, экологически чистое сельскохозяйственное производство, отвечающее определенным экологическим стандартам.

В европейских странах функционируют еще две организации, влияющие на политику в сфере агроэкотуризма. Это TIES (The International Ecotourism Society — Международное общество экотуризма, www.ecotourism.org) и Slow Food (движение «Медленная еда», www.slowfood.com).

Большой спрос на услуги агроэкотуризма стимулирует предложение. Например, в Польше количество сельских усадеб достигает 20 тыс., в Италии — 16 тыс., в Литве в настоящее время функционирует около 800 усадеб.

Сельская экзотика Словакии

Относительно новым является развитие агроэкотуризма в Словакии. Словацкая сельская местность с ее природными условиями, культурным и историческим наследием, традициями и инфраструктурой имеет большой потенциал для развития туризма, который пока еще недостаточно используется.

Агроэкотуризм Словакии начал развиваться после 1990 г. и постепенно приобретает соответствующие формы, типичные для этого вида бизнеса в Европе. Однако, учитывая историческое развитие сельского хозяйства во второй половине XX в., туризм в Словакии имеет свои формы организации, такие как:

а) отдых на ферме или сельскохозяйственном предприятии, включающий проживание, питание и другие услуги, которые предоставляются туристам. Агроэкотуризм организуется, как правило, на традиционных фермах, использующих экологобезопасные технологии производства продуктов питания. Экологическая ферма не применяет в животноводстве и растениеводстве химикаты, пестициды, синтетические красители и консервирующие растворы. Продовольственные продукты строго проверяются на экологичность. При соответствии требованиям международных стандартов они могут маркироваться торговым знаком «био» и по цене превышать стоимость обыкновенных продуктов;

б) гастрономический туризм, связанный с дегустацией фирменных блюд, напитков, прежде всего, продуктов местной и национальной кухни. Неотделимой частью агроэкотуризма являются тематические гастрономические мероприятия: Международные кулинарные соревнования по варке брынзовых галушек в дер. Турецкой; «штярца» в Шпаней Долине; Кружевные торжества в Брусно; Малокарпатский праздник в честь сбора винограда в Морде, Пезинке и гусиный пир в Хорватском; недели охотничьей кухни в словацких ресторанах. Кроме того, в Словакии разработаны маршруты по местам традиционного виноделия, где туристы могут посетить виноградники, винные погреба, заводы;

в) форма организации агроэкотуризма, предполагающая проживание в частных домах, квартирах, комнатах в сельской местности с минимальным набором услуг.

Спектр возможностей для отдыхающих в формате агроэкотуризма довольно широк и включает в себя:

  • спортивные, оздоровительные и рекреационные услуги (катание на лошадях, охота, рыбалка и т. п.);
  • возможность наблюдать за местной фауной и флорой;
  • возможность познакомиться с национальным колоритом: послушать народные песни, увидеть национальные костюмы и танцы, освоить азы популярных ремесел (ткачество, вышивание, кружевоплетение, резьба по дереву, гончарное дело и т. п.);
  • возможность научиться готовить блюда национальной кухни (освоение кулинарных традиций).

Проекты по развитию туризма в сельских районах финансируются из Европейского сельскохозяйственного фонда для развития сельских районов через Программу развития сельских районов. Агроэкотуризм является составной частью Программы, в соответствии с которой разработаны конкретные меры, например:

мера № 1 ориентирует на диверсификацию несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку несельскохозяйственной деятельности фермеров. Поддержка предоставляется объектам питания и средствам проживания с количеством не менее 11 мест;

мера № 2 поддерживает продвижение агроэкотуризма. Заявитель не обязан доказывать факт происхождения своих доходов от основной сельскохозяйственной деятельности, но должен владеть лицензией. Здесь может поддерживаться предприниматель, имеющий объект размещения туристов вместимостью до 10 мест;

мера № 3 направлена на восстановление и развитие общин, гражданских объектов, удобств и услуг. Это поддержка инфраструктуры (реконструкция и модернизация зон отдыха, детских спортивных площадок, домов культуры, амфитеатров, строительство велосипедных дорожек и т. д.) и жизни в деревнях;

мера № 4 стимулирует приобретение навыков и реализацию комплексной стратегии развития местности; способствует развитию потенциала агроэкотуризма, созданию местных инициативных групп (партнерство государственного и частного секторов), а также комплексной стратегии развития области.

В Словакии создана Ассоциация предпринимателей в сфере агроэкотуризма, которая объединяет юридических и физических лиц, работающих в сельской местности. Миссией Ассоциации является представление интересов предпринимателей в сфере туризма, защита и развитие исторического и культурного наследия, сохранение культурного наследия музеев под открытым небом (чтобы сохранить традиционную народную архитектуру, 10 усадеб Словакии были объявлены заповедниками — музеями народной архитектуры). С учетом опыта развития агроэкотуризма в Австрии, Венгрии и Германии в Словакии разработана система предоставления «Знака качества» для агроэкотуризма. Целью введения знака является привлечение внимания к местным и региональным услугам и продуктам.

С целью развития туризма в 2002 г. была создана Словацкая ассоциация устойчивого развития туризма — некоммерческая организация, которая сосредоточена на оказании помощи отдельным лицам, гражданским ассоциациям, микрорегионам и общественным объединениям, которые хотят сохранить природное и культурное наследие Словакии, обеспечить ее устойчивое развитие. Ассоциация предлагает образовательные услуги, консультации, помощь при подготовке проектов и их продвижении; сотрудничает с партнерами в рамках Европейского центра эко- и агротуризма.

Литовская традиционность

Сельские усадьбы в Литве в настоящее время являются одними из наиболее популярных видов альтернативной деятельности на селе. Эта сфера начала активно развиваться 13 лет назад, когда была создана Литовская ассоциация сельского туризма. С момента создания ассоциации агроэкотуризм стал в Литве едва ли ни основным способом стимулирования предпринимательства на селе. Развитию агроэкотуризма в Литве способствовала возможность пользоваться государственными средствами и средствами структурных фондов Евросоюза. Общая цель системы поддержки: поощрять предприимчивость сельских жителей, повышать уровень занятости, разнообразить сельскую экономику и развивать малый бизнес на селе.

Помощь для создания сельской усадьбы могут получить только фермеры и сельские жители, представившие проект в сельском населенном пункте, в котором проживает не более 3 тыс. человек. После утверждения проекта финансируется до 50% всех предусмотренных издержек. Максимальная сумма помощи на один проект не должна превышать 200 тыс. евро. Для получения помощи необходимо доказать в бизнес-плане, что предусмотренные на реализацию проекта издержки являются обоснованными, реальными и необходимыми.

Владельцев сельских усадеб побуждают сочетать традиционные виды сельскохозяйственной деятельности с услугами для туристов. Например, предлагать экологически чистые продукты, интересный досуг. Таким образом, они смогут не только получать больше доходов, но и создавать больше рабочих мест для жителей сельской местности.
Традиционной в Литве считается усадьба, которой более 100 лет и которая сохранилась или обрела исторические черты, характерные для сельских этнокультурных регионов, и в которой можно эти черты демонстрировать туристам. В традиционной сельской усадьбе должны быть сохранены предметы, имеющие познавательное значение, а также образцы благоустройства старинных усадеб.

Во время зарождения агроэкотуризма в Литве нередко встречались ошибки в архитектурном благоустройстве сельских усадеб, что привело к ужесточению требований к архитектурным аспектам и использованию материалов. Устанавливаемые нормативы определяют, какой должна быть сельская усадьба: от местоположения и ландшафта до структуры построек, деталей внешней и внутренней отделки. Разбираться в этих требованиях обязан не только тот, кто создает сельскую туристическую усадьбу, но и, разумеется, архитектор органа самоуправления, который утверждает проект.

Для оказания услуг агроэкотуризма прилегающая среда, пространственная структура и оформление должны быть самобытными, но сохранять единство и функциональность целого, т. е. форма и украшение строений должны сохранять единый традиционный стиль. Данные требования соответствуют нормам Конвенции охраны ландшафта, принятой Евросоюзом, а также ориентированным на эту Конвенцию положением о формировании и благоустройстве ландшафта Литовской Республики.

Израильский коллективизм

Агроэкотуризм начал зарождаться в Израиле в 80-х годах прошлого столетия. До этого большинство жителей сельских поселений в Израиле были заняты в сельскохозяйственном производстве. Однако в результате снижения доходов от сельского хозяйства многие фермеры начали искать альтернативные источники дохода. Когда в сельской местности начали появляться небольшие туристические предприятия, правительство Израиля осознало важность агроэкотуризма как альтернативной формы экономической деятельности и разработало несколько схем поддержки предпринимательства.

Развитие агроэкотуризма в Израиле происходило на базе так называемых кибуцев и машавов. Кибуцы представляют собой сообщества людей, которые в какой-то степени воплощают коммунистические идеи и объединяют добровольцев на принципах социального равенства и общей собственности. По своей сути кибуцы — это сельскохозяйственные коммуны. Сейчас на их основе развивается инфраструктура для агроэкотуризма: строятся небольшие отели, рестораны и все, что необходимо для оздоровления и развлечения. Машавы — это кооперативы фермеров-единоличников. На своих участках они строят дома, специально предназначенные для туристов. В Израиле на агроэкотуризме специализируются целые деревни. Сегодня доход, полученный кибуцами и машавами от обслуживания агротуристов, составляет более 50% от общего объема доходов, полученных субъектами агроэкотуризма.

В 1992 г., через 5 лет после начала процесса развития агроэкотуризма, сельские предприниматели осознали, что они сталкиваются с различными барьерами и ограничениями, в первую очередь в сфере ноу-хау и профессиональных навыков управления небольшим туристическим предприятием. Кроме того, ощущались нехватка средств и опыта в проектах для предоставления их банкам или другим потенциальным инвесторам, управленческих и маркетинговых навыков. Спрос на агроэкотуризм стал превышать предложение, и все большее число сельских жителей стремилось открыть свой бизнес, создавая, таким образом, потребность в обучении и консультативных службах.

В результате Министерство туризма Израиля в сотрудничестве с национальными, местными и неправительственными организациями учредило бизнес-инкубаторы (или обучающие и консультационные центры) в сфере туризма для того, чтобы обеспечить существующих и потенциальных предпринимателей набором услуг, которые помогут им начать, расширить свой бизнес.

В настоящее время в Израиле насчитывается 20 туристических бизнес-инкубаторов (Центров обучения и консультирования в области туризма), которые расположены в 20 различных районах. Каждый из них обслуживает предпринимателей соответствующего района. Услуги и помощь оказываются посредством индивидуального консультирования и обучения либо обучения в группах. Израильские бизнес-инкубаторы предоставляют следующий набор услуг:

  • оценка жизнеспособности новой идеи или проекта;
  • подготовка программ нового бизнеса;
  • советы и руководство для малых предприятий на индивидуальной основе на различных стадиях их развития;
  • участие в финансировании учебных курсов по предметам «Управление малым бизнесом», «Сельский туризм для
  • индивидуальных предпринимателей» и т.п. в рамках обучения в местных колледжах;
  • консультирование в сфере маркетинга на групповой основе. Небольшая группа предпринимателей из одного района получает консультации и подготавливает маркетинговый план с помощью специалистов по маркетингу;
  • обучение и консультирование для деревень, находящихся в процессе перехода от сельскохозяйственной к туристической деятельности.

В Израиле 75% стоимости услуг, оказываемых бизнесу, т. е. консультации, составление бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований и пр., оплачивается государством, а 25% — самим бизнесменом.
Около 80% внутреннего туризма Израиля приходится на агроэкотуризм. Это очень сильный и востребованный продукт, приносящий высокий доход. Развитие агроэкотуризма в Израиле является хорошим примером для других стран.

Реализовать имеющиеся возможности

Мировой опыт показывает, что во многих сельских регионах Узбекистана, обладающих значительным географо-экологическим, природно-рекреационным, социально-экономическим и культурно-историческим потенциалом, развитие сельского туризма может стать весьма эффективной деятельностью в контексте их социально-экономического развития.

В этой связи возникает необходимость принятия республиканских и региональных программ развития аграрного туризма. В них должны быть отражены конкретные меры по созданию материально-технической, институциональной (правовой, социальной) базы для развития сельского туризма, механизмов (организационного, экономического, финансового) его поддержки со стороны государственных и местных органов власти, а также других предпосылок и условий, призванных сформировать благоприятный климат для потенциальных субъектов туристического бизнеса. При этом эффективное развитие туризма в сельской местности требует определенной материально-технической и институциональной базы, включающей нормативно-правовое, кадровое, информационное обеспечение развития с четко сформированными механизмами государственной поддержки.

Основными принципами государственной поддержки сельского туризма являются нацеленность на отдельное сельское домохозяйство и местную общину, финансирование проектов в сфере сельского туризма, развитие сельской инфраструктуры, реклама, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, создание фольклорно-культурных заповедников и парков народных промыслов (на базе населенных пунктов), внедрение целостной системы обучения для занятых в сельском туризме людей и другие.

На сегодняшний день развитие агроэкотуризма в сельских местностях Узбекистана сталкивается со множеством нерешенных вопросов в этой сфере. Поэтому для реализации имеющихся возможностей в этом направлении имеется потребность в создании необходимых условий для развития этого сектора, а именно:в создании законодательной базы регулирования рынка агроэкотуризма;

- в обеспечении целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии агроэкотуризма;
- в формировании образа территории, привлекательной для внутреннего и въездного агроэкотуризма;
- в стимулировании инвестиций в развитие внутреннего агроэкотуризма;
- в развитии туристической инфраструктуры в сельской местности;
- в стимулировании развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;
- в разработке учебных программ для подготовки кадров для агроэкотуризма и сопутствующих отраслей;
- в поддержке продвижения региональных сельских туристических продуктов на внутреннем и международном туристических рынках.

Реализация имеющихся возможностей даст толчок для бурного развития агроэкотуризма в регионах Узбекистана. Правильно спланированный и организованный агроэкотуризм может стать одним из перспективных направлений структурной перестройки экономики села, фактором возрождения и социально-экономического развития сельских территорий страны.

Д. Асланова,  М. Алимова,  З. Саттарова

Экономическое обозрение №-11, 2018

 

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Узбекистан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6