Параметры конкурентоспособности

Параметры конкурентоспособности

Как их применить к Узбекистану

В Узбекистане взят курс на ускорение роста конкурентоспособности экономики. Для этого правительством прилагаются значительные усилия. Существуют объективные оценки определения глобальной конкурентоспособности страны в мире. Ежегодно рассчитывается Индекс глобальной конкурентоспособности. В 2007-2008 гг. Узбекистан участвовал в этом индексе, но в те времена продолжение участия не последовало. То, что представляет собой Индекс глобальной конкурентоспособности и что может дать Узбекистану участие в нем, рассматривают эксперты ЦЭИ в данном материале.

Национальная конкурентоспособность страны – это способность страны и ее институтов обеспечивать устойчивые темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) представляет собой рейтинг стран мира по показателю конкурентоспособности, рассчитываемый по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ). С 2004 года Отчет о глобальной конкурентоспособности ежегодно готовится экспертами Всемирного экономического форума и ранжирует страны на основе «Глобального индекса конкурентоспособности». Так, в 2017 году в первую десятку самых конкурентоспособных экономик мира входили экономики таких стран, как Швейцария, США, Сингапур, Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия. Расчет ИГК за 2017-2018 гг. охватил 137 стран.

На чем базируются экономики

Эксперты ВЭФ, исходя из теории национальной конкурентоспособности М. Портера, выделяют три стадии экономического развития: стадия факторов производства; стадия эффективности производства; стадия инноваций. ИГК также позволяет ранжировать экономики стран на три категории:

- экономики, основанные на наращивании использования традиционных факторов производства;

- экономики, основанные на интенсификации использования традиционных факторов производства;

- экономики, основанные на использовании новых знаний и инноваций.

В соответствии с тремя этими стадиями экономического развития в ИГК выделяются три субиндекса: субиндекс «Базовые условия», субиндекс «Рост эффективности» и субиндекс «Факторы инноваций» (см. врезку и схему).

На первой стадии, соответствующей субиндексу «базовых условий», экономика страны растет в результате использования дешевых факторов производства и природных ресурсов. Так, если доля субиндекса «Базовые условия» в ИГК превышает 60%, а доля факторов роста эффективности окажется не менее 35%, то это значит, что экономика основана на использовании традиционных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы с начальным образованием, физической инфраструктуры) в условиях стабильной макроэкономической ситуации (оптимальный уровень инфляции и неизменность его ожидаемого уровня; оптимальный уровень дефицита бюджета и государственного долга; оптимальная норма сбережений и инвестиций), рационального функционирования органов государственного управления и стабильности политической системы. Кроме этого, страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-й категории развития, независимо от того, каков объем ВВП на душу населения. Так, в 2017 г. на данной стадии развития находились такие страны, как Бангладеш, Гана, Республика Кыргызстан, Индия, Пакистан и ряд других.

На второй стадии, соответствующей субиндексу «роста эффективности», развиваются более совершенные производственные процессы, возрастают качество и объемы обработки продукции. Так, если доля субиндекса «Рост эффективности» в ИГК превысит 50%, а доля традиционных факторов производства окажется не менее 40%, то это значит, что экономика основана, главным образом, на повышении производительности традиционных факторов производства (рост эффективности использования природных ресурсов, производительности рабочей силы, капиталоотдачи, насыщения рынков товаров и услуг). Например, в 2017 г. на данной стадии развития находились такие страны, как Китай, Иран, Бразилия, Индонезия, Таиланд, Грузия и ряд других.

На третьей стадии, соответствующей субиндексу «Факторы инноваций», экономика страны растет за счет инноваций и новых технологий. Так, если доля субиндекса «Факторы инноваций» в ИГК превысит 30%, а доля субиндекса «Рост эффективности» окажется не менее 50%, то это значит, что экономика основана на использовании новых знаний и инноваций (рост конкурентоспособности фирм за счет внедрения в них эффективных моделей бизнес-менеджмента, а также инновационного менеджмента; развитие инновационной инфраструктуры в стране). Например, в 2017 г. на данной стадии развития находились все страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия, Южная Корея, Сингапур и ряд других. Здесь особенно следует отметить Эстонию, которая сумела войти в эту группу высокоразвитых стран.

Такие страны, как Чили, Латвия, Литва, Турция, находятся между второй и третьей, а Казахстан, Украина, Азербайджан, Вьетнам, Венесуэла и ряд других – между первой и второй стадиями развития.

Эксперты ВЭФ считают, что все основные параметры рассматриваемых рейтингов оказывают существенное влияние на конкурентоспособность страны, будучи взаимосвязаны друг с другом. К примеру, инновации невозможны без соответствующего развития институтов, гарантирующих соблюдение прав интеллектуальной собственности, а также без соответствующего уровня развития системы высшего образования и т.д. Но, к примеру, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, из-за чего выпускники учебных заведений могут не иметь возможности трудоустройства. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений.

Постсоветские траектории рейтинга

В соответствии с докладом «О глобальной конкурентоспособности 2017-2018» Кыргызстан и Таджикистан находятся на первой стадии экономического развития, тогда как Азербайджан, Казахстан и Украина – на переходном этапе от 1-й ко 2-й стадии развития. Армения, Грузия и РФ находятся на второй стадии экономического развития, основанной на росте эффективности. Латвия и Литва – на переходном этапе между 2-й и 3-й стадиями экономического развития. Эстония находится на наиболее высшей стадии, т.е. на стадии инновационного развития. В рейтинге традиционно не участвуют Туркменистан и Узбекистан и не вошла Беларусь. Однако в Беларуси проводятся неформальные расчеты ИГК для этой страны по методологии ВЭФ, которые также показывают, что экономика Беларуси становится более конкурентоспособной.

В 2015-2018 гг. показатели конкурентоспособности Эстонии, Азербайджана, РФ, Армении, Украины стабильно улучшались, тогда как показатели Литвы, Латвии, Казахстана, Грузии, наоборот, несколько ухудшились, хотя в абсолютном измерении составляющие ИГК этих стран преимущественно возрастали. Это было обусловлено тем, что ряд других стран улучшают конкурентоспособность своих экономик более высокими темпами, т.е. отмеченное ухудшение позиций является относительным.

Однако в целом на протяжении долгосрочного периода страны постсоветского пространства смогли улучшить свои позиции по глобальной конкурентоспособности. Так, Эстония по данному рейтингу в 2017 г. занимала 1-е место в СНГ и 29-е место в мире, Азербайджан – соответственно, 2-е и 35-е места, причем эти страны демонстрируют стабильный рост конкурентоспособности своей экономики из года в год. Далее располагались Литва, Латвия и Казахстан, занимая 4-е, 5-е и 6-е места в СНГ и 41-е, 54-е и 57-е места в мире.

В 2010 году Россия находилась на 63-м месте. С 2010 года она поднялась на 25 мест, и процесс движения вверх пока стабилен. В 2017 г. Россия поднялась еще на 5 пунктов (с 43-го на 38-е место), по сравнению с предыдущим рейтингом за 2016 г., за счет снижения инфляции и роста сбережений и общего улучшения макроэкономической ситуации.

Показательно, что, вопреки санкциям США и ЕС, конкурентоспособность экономики России растет. В качестве явных конкурентных преимуществ экономики России выделены макроэкономическая стабильность, гибкость рынка труда, размер рынка и часть индикаторов, характеризующих инновационный потенциал. Наиболее проблемные явления — это коррупция и налогообложение, а также преступность и неэффективная бюрократическая структура. Также слабыми сторонами России на фоне других стран являются низкая конкурентоспособность российских компаний и неспособность экономики «впитывать» современные технологии.

Казахстан участвует в рейтинге ИГК ВЭФ с 2006 года. За последние пять лет наиболее слабые позиции страны наблюдались в рейтинге ВЭФ 2010, 2011 годов – 72-е место. В последующие три года позиции Казахстана улучшились и оставались относительно стабильными – на уровне 50-го места. По результатам рейтинга 2015 года Казахстан совершил рывок и занял высокое 42-е место, повысив свой рейтинг на 8 пунктов, по сравнению с 2014 годом.

В рассмотренных постсоветских странах наиболее высокие оценки наблюдаются по такому показателю, как «здоровье и начальное образование», а наименьшие оценки – по показателю «инновационный потенциал». Так, в России высокими оказались показатели «здоровье и начальное образование» и «размер внутреннего рынка», а наихудшие оценки получены по показателям «качество институтов» и «инновационный потенциал». В Казахстане высокими оказались показатели «макроэкономическая стабильность», «эффективность рынка труда» и «качество институтов», а наихудшими – «инновационный потенциал» и «размер внутреннего рынка». Кыргызстан хотя и отстает почти по всем показателям, по сравнению с другими странами региона, особенно по показателям «инфраструктура» и «макроэкономическая стабильность», тем не менее, улучшил свой рейтинг конкурентоспособности за 2016-2018 гг.

Судя по тому, что многие страны постсоветского пространства ежегодно улучшали свое положение по конкурентоспособности, можно заключить, что их участие в данном рейтинге позволяло им выявлять «узкие» места и проблемные факторы в своей экономике и принимать соответствующие действенные меры.

Вернуться в рейтинг

Глобальный индекс конкурентоспособности является одним из авторитетных международных рейтингов. Участие в нем является весьма важным, так как он дает независимую оценку экономического развития государств мира. Участие в рейтинге ИГК, в первую очередь, позволяет выявлять место страны по показателям конкурентоспособности среди близлежащих стран и в мире.

Опыт участия Узбекистана в рейтинге ИГК в 2007-2008 гг. свидетельствует о том, что потенциал экономической конкурентноспособности нашей страны достаточно высокий.

Согласно Отчету об ИГК за 2007-2008 гг., Узбекистан занимал 62-е место в мире (для сравнения: Казахстан занимал в то время 61-е место), причем наиболее высокие места наша страна занимала по инновационному потенциалу (42-е место), эффективности рынка труда (43-е место), качеству высшего образования и профессиональной подготовке (49-е место), а наихудшие показатели отмечались по макроэкономической стабильности (103-е место), развитости финансового рынка (115-е место), технологическому обновлению (84-е место).

Учитывая, что регион СНГ по индексу глобальной конкурентоспособности в 2007 г. находился в среднем на 84-м месте в мире, можно заключить, что Узбекистан занимал еще тогда третье место среди стран СНГ по конкурентоспособности после России (58-е место) и Казахстана (61-е), опередив Азербайджан (66-е). Если бы Узбекистан продолжил участвовать в данном рейтинге, то через адресное принятие мер по устранению проблем в области национальной конкурентоспособности наша страна к настоящему времени могла бы подняться до 40-45-го места в мире.

Критериями участия в рейтинге ИГК являются:

- договоренность страны с ВЭФ об участии в рейтинге ИГК;

- наличие результатов опросных данных в конкретной стране, проведенных независимыми экспертами от лица ВЭФ и их репрезентативность и позволяющих рассчитать 80 индикаторов;

- наличие 34 официальных статистических данных по конкретной стране по годам, как минимум за последние пять лет, в базах данных МВФ, Всемирного банка, международных организаций ООН (ПРООН, ЮНЕСКО, МОТ и т.д.).

Согласно оценкам ЦЭИ, Узбекистан представлен лишь в 26 индикаторах из 114, используемых в расчете рейтинга ИГК, чего недостаточно для расчета итогового рейтинга ИГК для Узбекистана.

Для обеспечения участия Узбекистана в рейтинге ИГК требуется разработка Плана практических мероприятий, включающего комплекс мер и ответственных министерств и ведомств с указанием сроков по их реализации.

Тонкости методологии

С методологической точки зрения индекс глобальной конкурентоспособности представляет собой средневзвешенное значение 114 различных компонентов. Из них 80 получены на основе опроса (Executive Opinion Survey) руководителей компаний, каждый год проводимого в рамках ВЭФ. Остальные 34 компонента являются достоверной статистической информацией, получаемой из международных организаций МВФ, Всемирного банка, подведомственных организаций ООН.

114 компонентов скомпонованы по 12 измерениям (базисам) конкурентоспособности (pillars of competitiveness). Этими измерениями являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологическое обновление», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». В свою очередь, 12 базисов конкурентоспособности распределяются по трем субиндексам: субиндекс «Базовые условия», субиндекс «Рост эффективности» и субиндекс «Факторы инноваций».

Требования к институтам

Мировой опыт свидетельствует, что практически все страны-лидеры, достигшие наиболее высоких показателей в рейтинге ИГК (ВВП на душу населения свыше 20 тыс. долл., низкая доля экспорта минерально-сырьевых ресурсов в экспорте), обладают следующими высокоразвитыми институтами:

- открытой рыночной экономикой, свободным ценообразованием, низкими таможенными барьерами, высококонкурентной рыночной средой;

- превалированием частной собственности при необходимом уровне ее защиты;

- эффективным налоговым администрированием, налоговой системой, подконтрольной плательщикам налогов через демократические представительские институты;

- эффективными государственными организациями с низким уровнем коррупции;

- прозрачными общественными и финансовыми институтами;

- демократической политической системой с высоким уровнем политической конкуренции, надежными механизмами контроля над государством и бюрократией;

- законопослушанием граждан, независимой судебной системой, которой доверяют граждане, сильной системой органов правопорядка и исполнения судебных решений;

- минимальным разрывом между формальными и неформальными нормами социального поведения.

Конкурентоспособность в субиндексах и базисах

Экономическое обозрение №11 (227) 2018

Поделиться постом

Похожие новости