Фоторепортаж: в Ташкенте открывается первый в Узбекистане Центр современного искусства

Фото: Юрий Корсунцев

Сегодня состоялась пресс-конференция в рамках презентации проекта Центра Современного Искусства.

В 2020 году в Ташкенте откроется первый в стране Центр современного искусства, учредителем которого выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Активная деятельность новой институции уже началась: 12 апреля в здании будущего центра открылась персональная выставка узбекского режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой Qo'rg'on chiroq («Свет на холме»). В преддверии открытия в Центре состоялась пресс-конференция с участием международных гостей.

В просторном помещении, на площадке Центра собрались представители СМИ Узбекистана.

С приветственным словом начала конференцию Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан: «Проект Центра современного искусства, основанный на коллективной работе и совмещении различных художественных практик, прежде всего имеет для нас методологическую ценность. Перед фондом стоит задача создать культурную институцию нового типа. Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами — лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития. В 2018 году это здание было передано Министерству культуры. После проведения мероприятий, которые пройдут в рамках предоткрытия Центра, здание будет закрыто на реконструкцию и откроется в 2020 году. Хочу отметить, что реконструкция будет проведена в соответствии со всеми требованиями по сохранению здания и мы приложим все усилия, чтобы максимально сохранить внешний вид сооружения и планировку всего комплекса. Реконструкция будет проведена бережно и аккуратно».

Выставочный проект Qo'rg'on chiroq объединяет созданные Саодат Исмаиловой за последние пять лет видеоработы. Согдийский язык сегодня считается мертвым (его последние письменные памятники относятся к XI веку), но художница уверена, что язык не может умереть, продолжая жить в подсознании и коллективной памяти. Над выставкой Qo'rg'on chiroq Саодат Исмаилова работала в сотрудничестве со старшим куратором лондонской галереи Тейт Модерн Андреа Лиссони и архитекторами, сооснователями миланского архитектурного бюро GRACE Екатериной Головатюк и Джакомо Кантони.

О выставке рассказала Саодат Исмаилова, художник: «Название моей выставки на узбекском языке звучит как “Курган чирок”. Курган — слово, которое не нуждается в переводе на русский и часто ассоциируется у нас с древностью и тайнами предков.Чирок” переводится как “свет”, но одновременно это и название ритуала, который пришел к нам из зороастризма. Совершая ритуалчирок”, мы зажигаем свечи и светильники, символизирующие связь с предками, с праотцами и праматерями, которые живут в коллективной памяти нашего народа. И этот образ света как связи мне очень близок, ведь, с одной стороны, я работаю с темой коллективной памяти, с другой — я видеохудожник и в основе моего искусства лежит тот же свет».

Куратором выставки Qo'rg'on chiroq выступил Андреа Лиссони, старший куратор галереи Тейт Модерн: «Впервые оказавшись в Узбекистане около десяти лет назад, я сразу понял, насколько это уникальное и даже драгоценное место. Корни этой страны уходят глубоко в прошлое: древние традиции сплелись здесь с элементами русской культуры и традиционными обычаями народов, которые тысячелетиями населяли бескрайние пустыни и степь. Саодат Исмаилова стала прекрасным культурным посланником этого мира. Работая в Европе, она не только сохраняет свою национальную идентичность, но и помогает развитию региона. Саодат использует преображающую силу искусства, чтобы рассказать прекрасные истории об удивительном регионе, в котором она родилась и выросла. Я поздравляю всех участников, причастных к созданию этого уникального Центра. Уверен, он будет притягивать внимание многих людей, как профессионалов, так и любителей искусства. Желаю удачи всем!».

Публичная программа Центра современного искусства включает в себя лекции по истории музыки, мастер-классы для детей 5–7 лет, разработанные в партнерстве с московским Музеем современного искусства «Гараж». Также в пространстве Центра пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, который откроется лентой «Маурицио Каттелан: ушел, скоро буду» (реж. Мара Аксельрод). Зрителям будут представлены художественные и документальные фильмы, посвященные различным стратегиям взаимодействия с современным искусством и смежными с ним эстетическими практиками, включая ленты «Бедные люди. Кабаковы» (реж. Антон Желнов), «Манифесто» (проект художника Джулиана Розенфельдта, в котором актриса Кейт Бланшетт зачитывает на камеру самые известные художественные манифесты XX века), «Баския: взрыв реальности» (реж. Сара Драйвер), «Кусама. Бесконечные миры» (реж. Хетер Ленц). Кинопрограмму дополнит подготовленная специалистами Центра ретроспектива фильмов узбекского режиссера Али Хамраева. Также в рамках параллельной программы пройдет серия дискуссий, выступлений и публичных обсуждений, в которых примут участие художник Саодат Исмаилова, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, старший куратор галереи Тейт Модерн Андреа Лиссони, сооснователь архитектурного бюро GRACE Екатерина Головатюк и другие.

Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»: «Центр современного искусства - институция, которой в принципе ранее не существовало в Узбекистане. Нам было очень приятно, что к Музею «Гараж» обратились за экспертизой, и мы стали партнерами публичной программы. В рамках этой программы пройдут публичные лекции, кинопоказы, детские и семейные мастер-классы, а также на площадке Центра будет действовать библиотека.  Все мероприятия бесплатные и предлагают участие посетителей всех возрастов, а в мастер-классах предполагается участие не только детей, но родителей. Все вместе они будут создавать своими руками работы, которые будут приближать их к миру современного искусства».

Здание Центра современного искусства

Построенное в индустриальном стиле кирпичное здание, в котором после реконструкции откроется первый в Узбекистане Центр современного искусства, возведено в 1912 году главой строительного ведомства Туркестанского края, архитектором Вильгельмом Гейнцельманом, которому также принадлежат проекты Ташкентского реального училища, дворца Романовых, здания телескопа-рефрактора Ташкентской астрономической обсерватории и др. До революции здесь находилась дизельная электростанция, вырабатывавшая энергию для первой в городе трамвайной ветки. В 2018 году здание, где до недавнего времени располагалось Ташкентское городское предприятие электрических сетей, передано Министерству культуры Республики Узбекистан.

 

 

Комментарии