Февральские решения

Февральские решения

Реформы в секторах экономики динамично развиваются. В феврале был принят целый ряд решений, кардинально изменяющих систему государственного управления в целом ряде ключевых для экономики страны отраслей. Краткое изложение ряда принятых документов.

Опираясь на международные критерии
В последние годы в Узбекистане осуществляется целенаправленная работа по обеспечению объективной оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах, улучшению имиджа страны в мире. Однако, несмотря на принимаемые меры, в стране отсутствует целостная система оценки проводимых реформ на соответствие международным критериям и стандартам, позволяющая вести национальные рейтинги по соответствующим направлениям. Это не позволяет наладить системное взаимодействие с международными организациями и научными учреждениями.

В связи с этим в целях формирования целостной и независимой системы оценки осуществляемых в стране реформ, а также обеспечения улучшения позиции страны в международных рейтингах Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» от 25 февраля 2019 года было принято решение о создании Национальной системы мониторинга и оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах.

Составной частью Национальной системы мониторинга должны стать критерии и индикаторы приоритетных международных рейтингов, позволяющие измерять качество управления и эффективность политики, оценивать происходящие в стране трансформационные процессы, вырабатывать приоритетные направления реформ исходя из результатов исследований. В качестве первоначального этапа формирования деятельности Национальной системы мониторинга за исследовательскими институтами республики были закреплены исследования по отдельным международным рейтингам. В Постановлении также определены задачи, которые должны решать исследовательские институты в этой работе.

Ответственным ведомствам поручено в срок до 1 апреля 2019 года создать в сети интернет единый портал «Республика Узбекистан в международных рейтингах», который будет вести масштабный мониторинг по всем вопросам, связанным с определением международных рейтингов, и позициям, занимаемым в рейтингах Узбекистаном. В качестве ответственного органа по поддержанию деятельности и обновлению единого портала определено Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Министерства и ведомства, ответственные за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, должны обеспечить разработку на ежегодной основе «дорожных карт» по улучшению позиций Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах, а также разработать проекты «дорожных карт» по улучшению позиций Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах в 2019 году.

Тем же Постановлением в целях улучшения качества оказываемых государственных услуг, повышения уровня удовлетворенности населения деятельностью государственных органов, одобрено предложение Министерства юстиции и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о внедрении института «тайного покупателя государственных услуг». Введение института «тайного покупателя государственных услуг» позволит оценивать уровень удобства прохождения административных процедур и соблюдения государственными органами, а также их сотрудниками требований нормативно-правовых актов, профессионализм и оперативность сотрудников, их этикет общения с населением при оказании государственных услуг.

Поднимаясь по позициям рейтинга
Благодаря принимаемым мерам по совершенствованию нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формированию благоприятной бизнес-среды, за последние 5 лет в международном рейтинге «Ведение бизнеса» Узбекистан поднялся с 146-го на 76-е место. Несмотря на это, на практике все еще сохраняются излишние бюрократические процедуры в части получения разрешений на строительство, регистрации собственности и осуществления внешнеторговых операций, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства.

На улучшение положения дел в этой сфере было направлено Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», вышедшее 5 февраля 2019 года. Этим Постановлением утверждены «дорожная карта» по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», а также Целевые показатели улучшения рейтинга Республики Узбекистан в этом отчете, предусматривающие достижение республикой 20-го места в рейтинге к 2022 году — «Улучшение ведения бизнеса-2022».

Данным Постановлением с 1 марта 2019 года устанавливается новый порядок в регуляторной практике, значительно упрощающий и облегчающий ранее существовавший порядок многочисленных процедур в сферах государственной регистрации субъектов предпринимательства, получения разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, защиты миноритарных акционеров, международной торговли, обеспечения исполнения контрактов.

Инклюзивность государственных услуг
В течение последних лет осуществляется переход национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень. Количество оказываемых государственных услуг по принципу «одно окно» превысило 100 услуг, а количество обращающихся за получением услуг граждан выросло в 50 раз. Однако в связи с внедрением дополнительных государственных услуг ожидается, что показатель оказываемых государственных услуг увеличится не менее чем в два раза. В связи с этим 15 февраля 2019 года вышло Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания государственных услуг», направленное на коренное сокращение излишних бюрократических процессов в ведении бизнеса и дальнейшее развитие национальной системы оказания государственных услуг.

Постановлением с 1 июня 2019 года устанавливается следующий порядок:
- физические и юридические лица вправе получать государственные услуги в центрах государственных услуг по экстерриториальному принципу, независимо от места прописки граждан и почтового адреса юридических лиц;
- при обращении за получением государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан государственная пошлина, сборы и иные платежи уплачиваются в размере 90 процентов от суммы, уплачиваемой при обращении через Центры либо непосредственно в органы, предоставляющие услуги;
- часть суммы государственных пошлин, сборов и иных платежей за государственные услуги, оказываемые через Единый портал, подлежащей направлению во внебюджетный фонд Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, снижается с 20 до 10 процентов с пропорциональным распределением высвобождаемых средств по остальным получателям;
- государственные органы и организации, оказывающие государственные услуги, вводят сведения, необходимые для оказания государственных услуг в свои базы данных и информационные системы в электронном виде для формирования электронных баз данных.

Постановлением также запрещается с 1 августа 2019 года при оказании государственных услуг истребование государственными органами и иными организациями от физических лиц накопительных пенсионных книжек, справок о наличии либо отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам, свидетельств о постановке на учет налогоплательщика, справок о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц. Органы государственного управления самостоятельно запрашивают и получают эти сведения из соответствующих учреждений посредством подключения к межведомственной интеграционной платформе для получения информации.

Кроме того, Постановлением предоставляется право Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан осуществлять через Центры государственных услуг платные экспресс-услуги по оказанию (доставке) государственных услуг с выездом на места на основе тарифов, утверждаемых Министерством юстиции Республики Узбекистан. При этом предусмотреть безвозмездное оказание экспресс-услуг лицам с инвалидностью и населению труднодоступных районов.

К единой энергетической политике
Динамичному развитию энергетических секторов препятствовал целый ряд факторов, ключевыми из которых являются недостаток координации и системного подхода в вопросах сопряженного развития отраслей топливно-энергетического комплекса; директивная модель управления организациями энергетической отрасли, излишнее административное регулирование финансово-хозяйственной деятельности компаний; отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора и конфликта государственных и коммерческих интересов.

Для изменения положения дел в этой сфере 1 февраля 2019 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан». Этим Указом были определены основные направления дальнейшего развития топливно-энергетической отрасли страны. В их числе реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности; разграничение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в сфере энергетики; создание условий для активного привлечения инвестиций в отрасль; проведение государственной политики в области энергосбережения и снижения энергоемкости экономики; широкое внедрение современных средств автоматизации технологических процессов; оптимизация системы управления предприятиями отрасли, их структур и подразделений.

Указом было образовано Министерство энергетики Республики Узбекистан, в число основных задач которого вошли:
- разработка и реализация единой государственной политики, включая стратегическое планирование развития топливно-энергетического комплекса;
- осуществление государственного и единого нормативно-правового и технического регулирования в энергетическом секторе;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
- координация реализации инвестиционных проектов в секторе с активным привлечением частного капитала;
- содействие внедрению современных методов корпоративного управления и стимулирование внедрения в производственные процессы организаций нефтегазовой и электроэнергетической отраслей инновационных технологий.

В структуру Министерства также вошли Агентство по развитию атомной энергетики, Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа, Инспекция по контролю в электроэнергетике, преобразованные из ведомств соответствующего профиля, входящих ранее в систему Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Транспортная консолидация
Для улучшения конкурентных позиций экономики Узбекистана, находящегося далеко от морских путей и обладающего весьма высоким транзитным потенциалом, большое значение имеет эффективное развитие транспортной сферы, всех видов транспорта. Однако современные тенденции экономического развития показывают, что дальнейшее развитие транспортной сферы требует формирования и реализации единой государственной транспортной политики, направленной на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, внедрения современных технологий и интеллектуальных систем управления данной сферой. Подобная политика, равно как и координация сопряженного развития различных видов транспорта, ранее отсутствовала.

Для решения этой проблемы Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта» от 1 февраля 2019 года на базе Узбекского агентства автомобильного транспорта образовано Министерство транспорта Республики Узбекистан.

В числе основных задач деятельности нового министерства были определены:
- выработка единой государственной транспортной политики, направленной на гармоничное развитие всех видов транспорта на основе их интеграции в единую транспортную сеть;
- проведение единой тарифной политики в сфере транспорта;
- выработка предложений и реализация мероприятий по развитию международных транспортных коридоров, совершенствование системы логистики;
- развитие государственно-частного партнерства и повышение инвестиционной привлекательности страны в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
- внедрение передовых информационных технологий по цифровизации всей транспортной системы, разработка и реализация стратегий перспективного развития Единой сопряженной транспортной системы Республики Узбекистан;
- обеспечение национальных интересов Республики Узбекистан на мировом рынке транспортных услуг за счет развития международного и регионального сотрудничества в сфере транспорта и дорожного хозяйства.

В ведение министерства передан ряд ведомств, регулирующих отдельные виды транспорта, с их частичным преобразованием и сменой статуса. В частности, в число организаций при Министерстве транспорта Республики Узбекистан сейчас входят Комитет по автомобильным дорогам, Агентство гражданской авиации, Инспекция по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ, Узбекский регистр судоходства, Центр «Узаэронавигация». Также в новое министерство был передан ряд отраслевых научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений и иных организаций. Кроме того, при Министерстве транспорта создается Центр изучения проблем развития транспорта и логистики.

Текстильная конкурентоспособность
Узбекистан обладает весьма значительным потенциалом развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности. Для его полноценной реализации уже многое сделано. Однако меняющаяся конъюнктура мировых рынков в условиях усиливающейся конкуренции требует усиления государственной поддержки в этом направлении, а также создания более благоприятных условий для ускоренного развития и диверсификации текстильной отрасли, увеличения объемов инвестиций в глубокую переработку текстильных полуфабрикатов и экспорта готовой продукции.

В этих целях 12 февраля 2019 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению реформ и расширению экспортного потенциала текстильной и швейно-трикотажной промышленности». Этим Постановлением с 1 апреля 2019 года устанавливается новый порядок покрытия расходов, связанных с выплатой процентов по кредитам коммерческих банков, выделяемых швейно-трикотажным предприятиям, осуществляющим экспорт не менее 80 процентов производимой готовой продукции в 2019-2021 годах, за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Кроме того, устанавливается, что возврат налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость, образовавшейся в результате применения нулевой ставки, осуществляется в ускоренном порядке в течение 7 рабочих дней со дня предоставления необходимых документов в полном объеме. А также отменяется исключительное требование о предоставлении банковской гарантии при реализации хлопкового волокна через биржевые торги. Установлено, что начиная с урожая 2019 года, при реализации хлопкового волокна организациям республики налог на добавленную стоимость исчисляется исходя из фактической цены его реализации независимо от сложившихся мировых цен. Министерству финансов предписано выделить в течение 2019-2021 годов Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности средства, необходимые для предоставления компенсации процентов по кредитам, выдаваемым коммерческими банками для швейно-трикотажных предприятий.

Постановлением также поручено Кабинету Министров в трехмесячный срок утвердить Концепцию ускоренного развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности на период 2019-2025 годов, предусматривающую доведение объемов экспорта текстильной продукции к 2025 году до 7 миллиардов долларов США за счет переработки всего объема производимой в республике хлопчатобумажной пряжи. А соответствующим ведомствам было предписано включить в прорабатываемые соглашения с Европейским союзом, Турцией, Кореей, Китаем и другими странами вопрос снижения таможенных пошлин и упрощения нетарифных мер регулирования в отношении отечественной текстильной продукции, а также принять меры по проведению в Узбекистане не реже одного раза в год международной выставки текстильной и модной индустрии с ее включением в мировой календарь текстильных событий.

Сокращение государства в виноделии
Значительным экспортным потенциалом обладает такая отрасль, как виноградарство и виноделие. Однако ее развитие сдерживалось определенными моментами организационной структуры управления отраслью и регулирования соответствующих рынков. В частности, АО «Узшаробсаноат» совмещало функции регулирования отрасли и хозяйственные функции. Вышедший 5 февраля 2019 года Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградарства и виноделия», направленный на сокращение участия государства в экономике и повышение инвестиционной привлекательности страны, кардинально меняет ситуацию в этом направлении.

Указом инициируется рассмотрение органами управления АО «Узшаробсаноат» вопроса ликвидации общества с передачей Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан его доли в уставных капиталах организаций. А также создаются Агентство по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан и Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

В числе основных задач Агентства определены:
- осуществление единой государственной политики в отрасли виноградарства и виноделия, а также разработка и реализация комплексных целевых программ в отрасли;
- оказание содействия в расширении плантаций винограда, внедрении современных ресурсосберегающих технологий и комплексной модернизации винодельческих предприятий;
- поддержка виноградарей и виноделов в привлечении прямых инвестиций, повышении экспортного потенциала, а также популяризации отечественной винодельческой продукции за рубежом;
- ведение электронного реестра плантаций винограда совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
В числе основных задач Инспекции определены:
- осуществление лицензирования деятельности по производству спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовой торговле алкогольной продукцией;
- инспектирование за соблюдением технических и технологических норм в производстве пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции; осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований;
- взаимодействие с органами государственной налоговой службы по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей производителями соответствующих видов продукции.

Также Указом предписано в срок до 1 октября 2019 года подготовить инвестиционные требования для продажи государственных долей на предприятиях по производству алкогольной, ликероводочной и винодельческой продукции.

Трансформация в Ассоциацию
Промышленность строительных материалов, несмотря на довольно динамичное развитие, тем не менее сталкивается с недостаточно эффективной системой управления отраслью, слабым уровнем внедрения передовых технологий, недостаточно глубокой переработкой местного сырья, слабой диверсификацией производимой продукции, нуждается в более активном привлечении инвестиций и расширении экспортных возможностей. На решение этих проблем было направлено Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию и комплексному развитию промышленности строительных материалов», вышедшее 20 февраля 2019 года.

Постановлением было инициировано рассмотрение органами управления АО «Узстройматериалы» вопроса ликвидации этого общества с передачей Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан его пакетов акций (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также создание Ассоциации предприятий промышленности строительных материалов Узбекистана (ассоциация «Узпромстройматериалы»).

Было принято к сведению, что членами ассоциации «Узпромстройматериалы» являются предприятия промышленности строительных материалов, вступающие на добровольной основе, а структура исполнительного аппарата ассоциации утверждается решением общего собрания ее учредителей, на котором также избираются председатель Ассоциации и его заместители по представлению Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан. Финансирование деятельности ассоциации «Узпромстройматериалы» осуществляется за счет взносов и отчислений ее членов и иных источников, не запрещенных законодательством.

В числе основных задач и направлений деятельности ассоциации «Узпромстройматериалы»:
- обеспечение представления и защиты интересов членов ассоциации в государственных органах и организациях, внесение им предложений по развитию промышленности строительных материалов;
- взаимодействие с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в широком привлечении инвестиций, в первую очередь прямых иностранных;
- поддержка деятельности членов Ассоциации по расширению ассортимента производства продукции, а также наращиванию экспортного потенциала отрасли;
- содействие в размещении предприятий, исходя из перспектив дальнейшего развития потенциала территорий, наличия сырьевой базы, инфраструктуры, трудовых и иных ресурсов, а также рынков сбыта.

Экономическое обозрение №-2 (230)2019

Поделиться постом

Похожие новости