Позитивный климат Узбекистана

Позитивный климат Узбекистана

– 8-9 апреля в Ташкенте прошел узбекско-австрийский бизнес-форум. Как и почему возникла идея его провести? Какие компании проявили особый интерес к сотрудничеству с Узбекистаном?

– Узбекистан для Австрии – важный торговый партнер в Центральной Азии. Австрийский экспорт в Узбекистан растёт в течение последних двух лет, и в 2018 году вырос на 97,6%, составив 83,5 миллиона евро. В свою очередь, узбекский экспорт в Австрию вырос за прошлый год на 73,7%.

Спектр участников этой бизнес-делегации относительно широкий, обозначить единый отраслевой фокус сложно. Это в свою очередь является доказательством широкого экономического интереса Австрии к Узбекистану.

Особый интерес для австрийских компаний в Узбекистане представляют инфраструктурный, энергетический, сельскохозяйственный, нефтегазовый секторы, сектор водного хозяйства. Нельзя недооценивать также потенциал цифровизации для австрийских компаний: в сфере электронного правительства Австрия является одной из ведущих стран и может внести существенный вклад в цифровой прогресс Узбекистана.

– Австрия была первым европейским государством, которое после обретения Узбекистаном независимости посетил первый президент Ислам Каримов в 1992 году. С того времени началось торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами. Как и по каким основным направлениям оно развивалось? Всегда ли динамика была положительной?

– С момента обретения Узбекистаном независимости регулярно проходят заседания Узбекско-Австрийской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (МПК). Последнее заседание прошло 9 апреля 2019 года. На наш взгляд, МПК – это эффективная платформа для мониторинга развития двусторонних экономических отношений и оценки имеющегося потенциала.

Нельзя не упомянуть также Соглашение о сотрудничестве между Федеральной палатой экономики Австрии и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, которое было заключено в 2005 году. Экономические отношения между Австрией и Узбекистаном не ограничиваются каким-либо одним сектором сотрудничества. Скорее, они основываются на широкой платформе, которая открывает много возможностей для обеих стран.

Особо хочется подчеркнуть, что через три года после того исторического для наших стран визита президента Каримова Австрия стала членом Европейского Союза. Для нас начался процесс интеграции в уникальные политические и экономические условия. С этого момента обе наши страны поддерживали экономические отношения, которые развивались за счет проектов в различных отраслях. И эта, если можно так сказать, проектоориентированность торговых отношений вела к колебаниям торгового объема. Минимизировать эти колебания удалось лишь в последние три года. За этот период наши отношения стали стабильнее и рост удовлетворительным. Решающим фактором такого положения дел является готовность к реформам и темп развития, которые сегодня характерны для Узбекистана.

– На прошедшем бизнес-форуме присутствовали, в основном, представители крупного австрийского бизнеса. Однако основу экономики Австрии составляет средний и малый бизнес. В Узбекистане также большое внимание уделяется развитию среднего и малого бизнеса. Каков, на Ваш взгляд, потенциал развития сотрудничества между субъектами малого и среднего бизнеса наших стран? Что можно сделать для его реализации?

– Вы верно отметили: большая часть австрийских компаний – это малый и средний бизнес. Согласно статистическим данным, к ним относятся 249 600 компаний, которые дают работу двум миллионам австрийцев и генерируют выручку с оборота в размере 405 миллиардов евро. В 2016 году австрийские малые и средние предприятия экспортировали товаров на 61 миллиард евро, что составило 47% всего австрийского экспорта. Таким образом, малый и средний бизнес – это «хребет» австрийской экономики. Многие из этих предприятий являются так называемыми нишевыми чемпионами, то есть являются ведущими в мире в своей отрасли.

Диверсификация и модернизация экономики – одна из провозглашенных политических целей Узбекистана. Чтобы ее достичь, должны быть созданы предпосылки, поддерживающие малый и средний бизнес. Эти компании располагают необходимой гибкостью и динамичностью, которой не достает чаще всего крупным государственным компаниям.

Я уверен, что малый и средний бизнес обеих стран может многому научиться друг у друга и быть успешными вместе. Усиленное сотрудничество с иностранными компаниями предполагает, однако, поддержку среднего и малого бизнеса в Узбекистане. Актуальное исследование Организации экономического сотрудничества и развития выявило, что многие узбекские малые и средние компании не располагают вообще или располагают в недостаточной степени информацией о выходе на рынки других стран, о новых тенденциях, конкурентах, таможенных нормах и правилах, международных стандартах.

В интернационализации и обучении представителей узбекского малого и среднего бизнеса решающую роль могут сыграть государство и Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан. Рассмотрим в качестве примера наш опыт. Федеральная палата экономики Австрии предлагает австрийским предприятиям через свою структуру AUSSENWIRTSCHAFT AUSTRIA поддержку в форме информации, коучинга и мероприятий. Представители австрийского малого и среднего бизнеса имеют возможность по всему миру и практически бесплатно использовать те возможности, которые имеются у 110 офисов Федеральной палаты экономики Австрии. Прежде всего, мы предоставляем им надежную информацию о ситуации на том или ином рынке. Этот сервис, который Федеральная палата экономики Австрии предлагает своим предпринимателям по всему миру, не имеет аналогов. Он способствовал значительному успеху многих экспортоориентированных предприятий малого и среднего бизнеса.

Конечно, Узбекистан не обязан сразу всем своим представителям среднего и малого бизнеса предложить аналогичный сервис по всему миру. Но все же, я считаю, что диалог между государством и ТПП, с одной стороны, и представителями узбекского малого и среднего бизнеса, с другой, станет первым шагом, необходимым для развития подобного сервиса. Подобная поддержка быстро приносит плоды и определенно поможет узбекским бизнесменам стать успешнее.

– 65,8% ВВП Австрии приходятся на сферу услуг. И здесь значительная доля приходится на сферу туризма. Что из австрийского опыта развития сферы туризма и сферы услуг в целом является наиболее ценным и на что Вы бы посоветовали обратить особое внимание нашим бизнесменам?

– Действительно, только в 2017 году 144,5 миллиона туристов посетили нашу страну и провели хотя бы одну ночь в Австрии. За счет туризма нами создана добавленная стоимость в 58,8 миллиарда евро, что составляет 15,9% ВВП Австрии. Общий доход за счет отдыхающих и бизнес-туристов составил в 2017 году миллиардов евро.

Что касается туризма, с моей точки зрения, есть решающий фактор, который следует учитывать, – устойчивое и последовательное развитие. И я имею в виду не только сохранение природы и исторического наследия, что, прежде всего, привлекает миллионы туристов, но и обучение специалистов в туристическом и гостиничном бизнесе. Недостаточно построить красивый отель в красивом месте и полагать, что остальное приложится. Наши гости рекомендуют Австрию в качестве места для отдыха и сами повторно приезжают сюда в отпуск, потому что их покоряет уровень сервиса, дружелюбность персонала туристических объектов. К слову, у нас в 2017 году прошли обучение 8900 молодых специалистов туристической отрасли, в рамках которого молодежь усваивает принципы туристической деятельности.

Узбекистан – страна с невероятным туристическим потенциалом. Число посетителей вашей страны только за последние годы возросло в 5 раз. Это ставит туристический сектор перед определенными вызовами. Преемственная туристическая концепция будет хорошо работать и в Узбекистане, если вы будете инвестировать в качественную туристическую инфраструктуру и хорошо обученный персонал. Тогда получится создать устойчивую основу для добавленной стоимости, которая будет обеспечивать Узбекистану хороший туристический имидж и постоянный доход.

– Что сейчас особенно интересует австрийский бизнес в Узбекистане?

– Интересы австрийских компаний в Узбекистане очень разнообразны. Сегодняшний темп реформ в стране открывает двери, которые были когда-то закрытыми. К тому же Узбекистан с населением в 33 миллиона жителей – большой и привлекательный рынок. Для австрийских компаний важно вовремя понять, какой спектр возможностей создают продолжающиеся реформы и как развивается бизнес-климат. Важно также найти хорошего бизнес-партнера, потому что Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, не является рынком, на котором можно работать дистанционно. Важно присутствовать и работать здесь через представительство компании или хорошего партнера. Недостаточно один раз приехать в страну, поговорить с потенциальным партнером и затем координировать процесс по е-мейлу или телефону. Очень важно снова и снова приезжать в Узбекистан, понять этот рынок и встретить правильных партнеров, чтобы вести с ними бизнес.

Если рассматривать секторы, то для нас в Узбекистане наиболее важны сегодня секторы инфраструктуры и энергетики. В этих отраслях многие австрийские предприятия играют ведущую роль в мире и могут предложить Узбекистану долгосрочные и эффективные решения.

Особый интерес для нас представляют секторы коммунального хозяйства, такие как утилизация отходов и сточных вод, а также сектор водоснабжения и сельского хозяйства. В настоящее время в вашей стране уже есть некоторые проекты в области инфраструктуры и водного хозяйства, которые находятся на стадии успешной реализации австрийскими компаниями в союзе с международными финансовыми институтами.

Также за развитием цифровизации в Узбекистане австрийские компании следят очень внимательно, поскольку мы можем предложить привлекательные решения в области цифровизации управления и экономики.

– Чем, на Ваш взгляд, может быть привлекателен Узбекистан для граждан Австрии?

– С февраля 2019 года австрийские граждане могут въезжать в страну без визы на 30 дней, что является великолепной возможностью для туристических и бизнес-визитов. Туристам из Австрии нравятся, прежде всего, ваши исторические города Самарканд, Бухара, Хива. Поражает всех ваше удивительное гостеприимство. Как туристов, так и деловые круги Узбекистан привлекает позитивным климатом. Важно, с моей точки зрения, сохранить этот климат как в туристической, так и в деловой сферах.

– По каким направлениям Вы бы посоветовали развивать бизнес в Австрии нашим предпринимателям?

– Я бы не стал ограничиваться каким-то одним сектором. Намного важнее, с моей точки зрения, чтобы узбекские предприятия осознавали следующее: австрийские компании предлагают долгосрочные и качественные решения. Эти решения, возможно, несколько больше стоят, чем краткосрочные и на первый взгляд кажущиеся более простыми. Но как только это краткосрочное решение начнет создавать проблемы и придется думать о приобретении нового продукта, бизнесу станет понятно, что австрийское решение, возможно, было лучшим решением.

Я советую узбекским компаниям основательно подумать, какие у них бизнес-цели и какими средствами они хотят достигнуть этих целей. Если австрийский продукт в данном случае является самым приемлемым вариантом, то нужно решиться и приобрести его. Даже если проблемы появятся, наши компании хорошо организованы в вопросах устранения проблемы и постпродажного обслуживания. Что касается цены, австрийские компании предлагают решения, которые удовлетворят и клиента, и продавца.

– Возможны ли совершенно новые направления в торгово-экономическом сотрудничестве между нашими странами? Каковы их перспективы?

– Конечно. Возможно, в ближайшем будущем могут быть колебания в статистике импорта-экспорта между нашими странами. Но мой собственный осторожный прогноз, что колебания не будут такими резкими, как они были за прошедшие десять лет. Причиной тому является привлекательность рынка Узбекистана для австрийского бизнеса. Она тесно связана с реформами в Узбекистане и, прежде всего, с темпом их реализации. Сегодняшний «drive» Узбекистана – основа стабильности двусторонних экономических отношений.

Татьяна Петренко

Экономическое обозрение №3 (231) 2019

Поделиться постом

Похожие новости