Кто будет возмещать потери на фондовом рынке, или куда пропал $101 млн из бюджета?

 

На днях вышла статья автора Абдулла Абдукадирова под названием «Кто будет возмещать потери на фондовом рынке, или куда пропал $101 млн из бюджета?», в которой автор задаёт несколько вопросов, требующих разъяснения со стороны Министерства финансов. Ниже приводятся ответы к тезисам и вопросам.

I.В начале года Узбекистан выпустил Евробонды на общую сумму 1 млрд Евро двумя траншами по 500 млн Евро с соответствующими сроками погашения в 5 и в 10 лет с уровнем доходности 4,75% и 5,375 % годовых. Однако были заимствованы деньги в размере 1 млрд Евро, что примерно составлял на тот момент 1,1 млрд долларов США, а роздано 999,1 млн. долларов. Где разница в почти 101 млн.долларов? Расходы по организации выпуска тоже были немаленькие. По самым минимальным ставкам финансовых институтов, участвовавших в организации, проведении и обслуживании выпуска Евробондов, совокупные затраты Узбекистана оценочно составили не менее 3,3-3,5 млн Евро. 

Действительно, в феврале 2019 года дебютные суверенные международные облигации Республики Узбекистан на общую сумму 1 миллиард долларов США (полагаем обращать внимание на валюту облигаций) были успешно размещены в международные финансовые рынки двумя траншами по 500 млн долларов США с соответствующими сроками погашения в 5 и в 10 лет с уровнем доходности 4,750% и 5,375 % годовых. Следует отметить, что номинальная стоимость облигаций является 1 млрд.долларов США и в евро эквиваленте оно бы составляло 885 млн. евро в момент размещения. Нужно подчеркнуть, что о размещении и его целях в местных и зарубежных СМИ не раз публиковались соответствующие информационные сообщения.

Следует отметить, что было получено 999,1 млн.долларов США от размещения суверенных международных облигаций стоимостью 1 млрд. долларов США а оставшийся 900 тысяч долларов США (а не 101 млн. долларов) были использованы для выплаты комиссионных за услуги финансовых консультантов.

II.А тревожно для бюджета из-за расходов по обслуживанию заимствованного миллиарда Евро. Только текущее обслуживание выпущенных облигаций будет обходиться государственному бюджету в 50,6 млн Евро в год (или почти 556 млрд сумов двумя платежами в августе и в феврале каждого года). Ведь все это вдобавок к сумме заимствования 1 млрд Евро, которых в 2024 и 2029 равными частями надо полностью возвращать инвесторам. Совокупные же расходы бюджета на обслуживание этих облигаций составят 387,5 млн.евро до 2029 года. Это уже почти 39% от суммы заимствованных средств.

Расходы по обслуживанию не осуществляется за счет средств государственного бюджета страны. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 02.04.2019 г. №ПП-4258 «Об эффективном использовании средств, полученных от размещения первых суверенных международных облигаций Республики Узбекистан»:

  • 889,2 млн долларов США на размещение посредством проведения аукциона на депозиты коммерческих банков;
  • 20 млн долларов США на открытие Министерством финансов Республики Узбекистан кредитной линии АКБ «Агробанк» в качестве субординированного долга;
  • 9,9 млн долларов США на выделение Министерством финансов Республики Узбекистан государственному предприятию «Навоийский горно-металлургический комбинат». Расходы, связанные с обслуживанием 5 и 10-летних облигаций в год составляет 50,6 млн. долларов США. Это является общераспространённой международной практикой и чем дольше срок выпущенных облигаций, тем выше купонная ставка. Обслуживание суверенных международных облигаций Республики Узбекистан осуществляется за счет процентных доходов, полученные от вкладов, а также возврата полной суммы депозита коммерческими банками.

III. При этом долговые обязательства коммерческих банков перед Министерством финансов Республики Узбекистан были признаны в качестве субординированного долга. Иными словами, долг Минфина стал долгом государственных коммерческих банков, которые и без этого не в очень хорошем положении в плане ликвидности.

Коммерческие банки в свою очередь, направили эти средства на финансирование рентабельных инвестиционных проектов на рыночных условиях с добавлением дополнительной маржи. При альтернативном финансировании банки привлекли бы эти средства намного дороже.

Следует отметить, что данные средства направлены на депозиты ввиду высокой инвестиционной активности во всех секторах экономики, связанной со строительством, расширением и модернизацией производственных мощностей, освоением производства новой продукции, а также расширением объемов экспорта, что обуславливает резкое увеличение объемов спроса на кредиты, выделяемые коммерческими банками реальному сектору экономики. Другими словами, данные средства также направлены на финансирования инвестиционных проектов.

IV. Самое печальное то, что поставленные цели при выпуске государственных облигаций не достигнуты. Объем прямых инвестиций с первого квартала 2018 года (187,1 млн.долларов) практически не вырос по итогам второго квартала 2019 года (190,8 млн.долларов США).

Неоднократно упоминалась что, целями выпуска облигаций являлось следующее:

  • достижение правильного «бенчмарка» для выпуска облигаций крупными государственными предприятиями и коммерческими банками своих облигации, что является важным в их реформировании и самостоятельном финансировании своих инвестиционных проектов;
  • Продемонстрировать экономический потенциал страны для международных инвесторов, а также должным образом оценить суверенный риск инвестирования;
  • Создание так называемого «барометра», котировки суверенных международных облигаций на вторичном рынке, который будет служить для определения устойчивости экономической политики;
  • Привлечение заимствований, которые не ограничиваются по объему, областям и условиям использования и на которые не распространяются дополнительные обязательства со стороны государства. Инвесторы суверенных международных облигаций не налагают дополнительные условия и ковенанты.

По данным ЦБ РУз, на первое полугодие 2019г. объём потока прямых иностранных инвестиций составил 1,861 млн. долларов США это на 878,6 млн долларов США больше (рост 89,4%) по сравнению с показателем того периода прошлого года. (более подробную информацию можно найти пройдя по данной ссылке http://cbu.uz/upload/images/uz_BOP,%20IIP,%20EXD%20_2Q2019.pdf).

V.В конце ноября 2019 года «Узпромстройбанк», выпустил международные облигации на Лондонской фондовой бирже на стоимость 300 млн долларов по ставке 5,75 годовых. На очереди другие государственные банки и государственные корпорации.

Главной целью выпуска международных облигаций государственными банков является самостоятельное привлечение финансирования в рыночных условиях, при этом не опираясь на помощи государства. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению объёма выданных государственных гарантий и не увеличивает долговую нагрузку на государственный бюджет.

АКБ «Узпромстройбанк» стал первым в истории страны банком, вышедшим на международный долговой рынок. Спрос инвесторов на облигации банка в момент закрытия сделки было 4 раза больше стоимостью 1,2 млрд.долларов США. В итоге купонная ставка была снижена от 6,5% до 5,75%, которое является успешным среди банков с международным кредитным рейтингом «BB-».

Успешное размещение облигаций свидетельствует о положительной реакции международных инвесторов на реформы в нашей Республике, в частности в банковской системе. Кроме того, первые в отечественной истории корпоративные евробонды, выпущенные АКБ «Узпромстройбанк», послужат ориентиром для других коммерческих банков и предприятий.

VI.Однако, нам представляется, что накопившиеся проблемы государственных банков и госкорпораций без четкого планирования инвестиций, расходования заемных средств приведут к поеданию долга и к ухудшению их и без того не лучшего финансового положения.

Существует ряд задач, поставленный перед как государственными банками, так и государственными предприятиями и оптимизация их планирования инвестиций является одним из таких задач. Происходит достаточно масштабные изменения в сфере реформирования банковского сектора. В частности, предусматриваются внедрение рыночных принципов в банковскую деятельность посредством снижения государственной доли и приватизации банков, в том числе путем допуска к процессам приватизации иностранных инвесторов.

Продолжается процесс трансформации банков с государственной долей с участием Всемирным банком (ВБ), Международной финансовой корпорации (МФК) и Европейского банка развитии и реконструкции (ЕБРР) направленных на повышение эффективности корпоративного управления и инвестиционной привлекательности банков.

Кроме того, предпринимается ряд мер по обеспечению финансового оздоровления, создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, внедрению современных методов управления на основе передового зарубежного опыта государственных предприятий нефтегазовой, электро-энергической, химических отраслей.

В процесс реформирования государственных предприятий привлечены международные финансовые институты такие как, Азиатский банк развития (АБР) и Всемирный банк (ВБ).

VII.Таким образом, заявленные цели при эмиссии государственных облигаций были одни, а фактические результаты оказались совершенно иные. Насколько было оправдано брать на себя столько обязательств для достижения целей, которых можно было достичь путем улучшения инвестиционного климата, выработкой целевых программ поддержки МСБ и создания новых рабочих мест?

Необходимо отметить, что именно доступ компаний (как частных, так и государственных) к финансовым ресурсам является одной из важных предпосылок производственной модернизации и соответственно высоких темпов роста экономики. Для производителей товаров и услуг нужны средства на покупку и модернизацию оборудования и оборотных средств по относительно невысоким процентным ставкам.

Кроме того, для создания новых рабочих мест в Узбекистане необходимо осуществлять капитальные инвестиции. Так как внутренний рынок капитала недостаточно развит, предприятиям и банкам необходимо привлечь финансовые ресурсы на международных рынках капитала. Интеграция с международными рынками капитала будет способствовать развитию внутреннего финансового рынка.

Министерство финансов не преследует цели по дискредитации автора, при этом, публикует данное сообщение в целях информирования граждан республики о целях и задачах, преследуемых от выпуска суверенных и корпоративных международных облигаций. Министерство финансов приветствует экспертные комментарии и предложения. Мы также выражаем готовность для обсуждений и открытых встреч. Если у вас имеются темы, которые вас интересуют, и вы хотели бы обсудить, вы можете всегда обратиться в отдел Информационной службы Министерства финансов.

Комментарии