|   | 

Моделировние агроэкотуризма в европейских приоритетах

Моделировние агроэкотуризма в европейских приоритетах

Моделировние агроэкотуризма в европейских приоритетах

«Развитие разных видов туризма, особенно медицинского, паломнического, экологического, даст мощный импульс укреплению не только экономики, но и социальной сферы».

Из Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018 года

 О развитии агроэкотуризма «ЭО» уже писало (см. «Туристическая экзотика села», № 11, 2018 г.). Для развития этого вида туризма в Узбекистане есть все необходимые условия. В настоящей публикации авторы сосредотачиваются на детальном рассмотрении моделей агроэкотуризма, распространенных в Европе.

 Европейская популярность

 Агроэкотуризм сейчас находится на пике популярности в Европе и, по некоторым   оценкам,   приносит   от   10   до   20%   от   общего   дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдых на селе предпочитают любому другому.

Особое внимание к развитию агроэкотуризма в Европе стало отчетливо выраженным около 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к «экологическому» туризму, и агроэкотуризм очень хорошо вписался в новую моду. Ведь речь шла не только об отдыхе на лоне природы, но и настоящем сельском образе жизни и экологически чистых продуктах питания. Во-вторых, основные европейские туристические рынки достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и экскурсионных программ по крупнейшим городам страны.

Кроме того, Европейский Союз видит в сельском туризме спасательный круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечения людей в сопутствующие индустрии, одной из которых и является агроэкотуризм. Агроэкотуризм превращается для многих сельских жителей Европы не в побочный, а в основной вид деятельности со всеми необходимыми для турбизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п.

В Европе существует несколько существенно различающихся друг от друга моделей агроэкотуризма, ориентированных на достижение различных целей и решение разных задач, применительно к конкретным условиям разных стран. При этом во многих странах экоагроэкотуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

 Итальянская модель

В Италии  выделяют три тематических направления сельского туризма:

  1. «Природа и здоровье» – размещение в сельских поселениях, на территории курортных мест, национальных парков.
  2. «Традиционная гастрономия» – размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном виде продукции — вине, оливковом масле, рыбе, морепродуктах и т.д., в зависимости от региона.
  3. «Спорт» – размещение в кемпингах, гостиницах при специализированных спортивных/объектах в сельской местности. В Италии это тоже входит в сектор агроэкотуризма.

Италия является признанным лидером в Европе по аграрному туризму. Первоначально итальянское правительство предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансовое положение без необходимости дополнительных инвестиций. Однако сегодня спрос на данный туристический продукт изменил саму концепцию агроэкотуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.

Данное направление туризма развито в Северной и Центральной Италии, причем несомненными лидерами здесь являются Тоскана и Трентино-Южный Тироль. Именно в этих двух областях концентрируется почти половина агротуристических предприятий всей страны и именно сюда направляется половина турпотока этой сферы. Тоскана – это земля Флоренции, Пизы, Сиены и множества менее известных, но чрезвычайно интересных средневековых городов и монастырей. А Трентино-Южный Тироль – один из крупнейших европейских центров горного и горнолыжного туризма.

Успешное развитие агроэкотуризма в этих областях стало возможным, прежде всего, благодаря уже существующей, хорошо развитой туристической инфраструктуры и «раскрученности» этих территорий. Следует отметить также, что основной вид транспорта, используемый в этой сфере туристами, – это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агроэкотуризм может развиваться столь успешно.

Современный агроэкотуризм в Италии – это не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезды с антикварной мебелью, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами. Очень часто под них реконструируются усадьбы XVI-XVIII вв. или небольшие старые монастыри. Агротуристические комплексы предоставляют своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, организуют экскурсии для осмотра местных достопримечательностей и окрестных городов, где туристы с удовольствием посещают сельские ярмарки и средневековые костюмированные праздники. И, наконец, все более важную роль начинает играть кухня. Агроэкотуризм предоставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфелей или специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршрутов, которые в значительной степени связаны с агроэкотуризмом.

 Французская модель

Во Франции представлено множество вариаций сельского туризма. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

Еще в 1971 году во Франции была создана ассоциация «Туризм в сельской местности», координирующая организацию сельского туризма в национальном масштабе. В 1986 году 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности, а в 1987 году таким   образом отдыхали уже  9,2   миллиона  французов  плюс  5,2 миллиона иностранцев (из них 27% немцев, 25% англичан, 25% бельгийцев, 14% голландцев и 9% представителей иных наций). Сельским туризмом охвачены практически все департаменты Франции (сельская местность занимает 80% площади страны), хотя в общем доходе от туризма его доля составляет менее 10%. Однако отмечаются и побочные положительные эффекты: с развитием сельского туризма заметно оживилась предпринимательская активность в сельской местности, в частности, выросло число актов купли-продажи недвижимости.

Проблемы сельского туризма рассматриваются во Франции не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных районов. Так, в департаменте Крёз были открыты возможности для дополнительной занятости сельского населения в летнее время. Самые популярные места отдыха в департаменте – берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти стимулируют застройку прибрежных зон легкими домиками и создание искусственных песчаных пляжей, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия для детей. Основные же занятия отдыхающих в сельской местности – это пешеходные, водные и конные прогулки, разные формы пассивного отдыха.

Сельский туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных морских курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в последние годы стало включение в «рекреационный оборот» новых прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы и культуры в этих районах.

Туристы отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому разработки отдельных проектов по развитию сельского туризма доводятся до уровня деревень. В одной из таких образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для гольфа, три первоклассных гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический санаторий.

Отличительной особенностью сельского туризма во Франции является то, что туристы предпочитают отдыхать в сохранившихся старых деревнях.  

Стимулом для французского правительства в развитии сельского туризма являлись процессы урбанизации. Сельское хозяйство страны было не в состоянии более поддерживать ранее сложившуюся систему расселения в сельской местности, которая сложилась в прошлом. Поэтому для поддержания освоенности сельской территории страны правительство пошло путем изменения функций сельских населенных пунктов, стимулируя новое направление рекреации – сельский туризм.

 Германская модель

Германской модели присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. В Германии гости предпочитают находиться непосредственно в хозяйских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах практикуется слабо. Для немцев типичны следующие формы организации досуга: помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка.

Сельский туризм германской модели тесно связан с событийным туризмом. Это не случайно, ведь в Германии существует множество народных праздников, фольклорных фестивалей, регулярно проводятся сельские ярмарки.

В Германии основное внимание со стороны государства обращается на качество обслуживания туристов. В целях контроля создана специальная система стандартов, используемых при оценке качества питания и состояния, а также жилищ для сельских туристов.

 Британская модель

В Британии, прежде всего, представляет интерес особая система размещения туристов. При этом наиболее популярными приняты следующие три типа проживания.

Bed & breakfast — проживание в доме фермера с питанием в виде завтрака. В этом случае имеется возможность непосредственного контакта с семьей фермера.

Self catering unit. Проживание в отдельном здании на условиях самообслуживания. Зачастую это переделанный небольшой амбар.

Bunkhouse. Проживание в изолированном здании, вмещающем в среднем 8-15 туристов. Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону (в которой сосредоточены все койко-места, кухня и ванная комната).

Сельские туры в британской модели включают элементы познавательного, активного и экотуризма: пешеходные и велосипедные прогулки, катание на пони для детей, игра в футбол, крикет и очень популярные в Великобритании верховую езду и гольф. Много внимания уделяется экологическому воспитанию детей.

 Кипрская модель

Агроэкотуризм на Кипре развивается уже 15 лет под контролем Кипрской организации по туризму и уже не является для путешественников экзотикой. Агротуристам на Кипре предлагаются лесные прогулки, походы к древним монастырям, археологическим раскопкам.  

На Кипре все более популярным становится так называемый «природный» туризм. Согласно последним исследованиям, проведенным Кипрской организацией по туризму (СТО), все больше и больше туристов предпочитают отдых, максимально приближенный к природе. Уже сейчас все большей популярностью пользуются знаменитые пешеходные тропы, в горах Троодоса и вдоль побережья полуострова Акамас.

Исследуя потребности и пристрастия прибывающих на остров туристов, СТО пытается расширить ассортимент услуг молодой туристической отрасли – агроэкотуризма (на Кипре действует с 1992 года).  По данным СТО, в настоящее время на Кипре гостей ждут 60 туристических объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агроэкотуризма отдохнуло более 15 000 человек, среди них 33,6% составили немцы, 21,3% – британцы, 16,8% – датчане, 7,7% – жители Австралии, 6,36% – французы, 4% – ливанцы, 3,6% – бельгийцы, 1,8% – израильтяне, по 0,9% – норвежцы и шведы и по 0,45% – испанцы и канадцы. Россияне также стали осваивать достоинства кипрского агроэкотуризма.

Агроэкотуризм на Кипре развивается быстрыми темпами, но не превращает кипрские деревни в туристические центры с толпами туристов и прочими атрибутами, обычного пляжного отдыха. Власти Кипра следят, чтобы инвестиции на развитие туризма получили лишь те крестьяне, которые купили дома в деревнях до 1989 года, то есть местные жители, а не инвесторы, и чтобы деревни не перенаселялись агротуристами.

 Болгарская модель

Болгария становится все популярнее для туристов не только на Западе, но и в странах СНГ. Болгария признана наиболее перспективной рекреационной зоной Европы, здесь возможно круглогодичное обслуживание туристов.

Своеобразная мода на отдых в сельской местности, которая распространилась в Европе в последние годы, пришла и в Болгарию, хотя этот вид туризма для болгар является новым. Но в сравнении с Западной Европой, население Болгарии теснее связано с природой и сельским хозяйством. Туристов привлекает ландшафтное, климатологическое, бальнеологическое, историко-культурное разнообразие, а также экономическая доступность подобного вида туризма.

В Болгарии возможность заниматься агроэкотуризмом на базе сельского дома круглогодичная. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии – это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Для размещения экотуристов используются уже имеющиеся туристические комплексы, а также частный жилой фонд, используются естественные оздоровительные факторы, аттрактивные ландшафты, привлекательные историко-архитектурные объекты.

 Белорусская модель

Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь предусматривает следующие направления развития агроэкотуризма:

  • создание туристических деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
  • активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
  • создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных
    производственных кооперативов;
  • создание условий для ознакомления с природным потенциалом
    Республики Беларусь, активного отдыха на природе;
  • организация экологообразовательных и экологопросветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения;
  • фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях. Разновидностью
    агроэкотуризма может стать водный туризм.

Гостям сельских домов показывают грибные, ягодные, рыбные места и помогают заготовить на зиму дары природы по старинным рецептам. Отправившись в такой тур, можно приобщиться к выпечке хлеба, варению самогона и изготовлению сыра, а также попробовать себя в качестве гончара или кузнеца (этнокультурный комплекс «Дудутки»). Проживание в обычном деревенском доме где-нибудь под Гродно стоит $2 в сутки. Более цивилизованный отдых в сельском доме с удобствами и трехразовым питанием стоит около $10-12 с человека.

В Беларуси при создании агрогородков предполагается предусматривать оборудование постоялого двора с белорусской кухней, банным комплексом и досуговой программой. Однако нормативно-правовая база в этой области пока еще далеко не совершенна. Дома и усадьбы сейчас сдаются как жилье внаем. Вся туристическая деятельность находится под контролем местных исполнительных органов.    Кроме   того,    в    рамках   создаваемых    туристических зон появляются региональные  туристические центры и их представительства, которые и патронируют эту деятельность.

 Резюме

 Агроэкотуризм – явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, –социальный. Поэтому сельский «зеленый» туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности.

Именно поэтому в странах, которые развиваются, сельский «зеленый» туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.

 

Д. Асланова, М. Алимова, З. Саттарова

Экономическое обозрение №1 2019(229)

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Trends

Экономическое обозрение

Contacts

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6