|   | 

Возрождение наследия Авиценны в ракурсе индийского колорита и грузинских акцентов

Возрождение наследия Авиценны в ракурсе индийского колорита и грузинских акцентов

Возрождение наследия Авиценны в ракурсе индийского колорита и грузинских акцентов

 «Развитие разных видов туризма, особенно медицинского, паломнического, экологического, даст мощный импульс укреплению не только экономики, но и социальной сферы».

 Из Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018 года

 Объем глобального рынка медицинского туризма с 2004 по 2016 годы увеличился примерно в 3 раза, и ожидается, что к 2019 году он достигнет приблизительно 33 млрд. долл. США. Некоторые из азиатских стран, включая Таиланд, Сингапур, Индию, Малайзию и Филиппины, выбрали в качестве одного из приоритетных направлений своего экономического развития медицинский туризм: сочетание отдыха и предоставление высококачественных медицинских услуг по относительно низким ценам. Обзор зарубежного опыта в этом направлении.

Грузинские акценты: стоматология и косметика  

За последние 13 лет система здравоохранения Грузии претерпела реформу, которая улучшила показатели здоровья населения и сузила разрыв между грузинскими и европейскими медицинскими стандартами. В общей системе здравоохранения Грузии качество материально-технического обеспечения в частном секторе значительно превосходит государственную медицину, и частный сектор предоставляет подавляющую долю от общего объема услуг госпитализации. Практически нулевые налоги на здравоохранение в сочетании с относительно низкой заработной платой и сопутствующими расходами привлекательны для иностранных инвестиций в этот сектор.

Крупнейшим поставщиком медицинских услуг в стране (а также крупнейшим фармацевтиком и вторым по величине поставщиком медицинского страхования) является Грузинская группа здравоохранения (ГГЗ).  Этот медицинский сервис, Evex Medical Corporation, благодаря слияниям и поглощениям, консолидировал 54 медицинских учреждения, включая больницы, клиники и медицинские центры.  С целью привлечения медицинских туристов Evex планирует аккредитацию всех своих крупных больниц (например, Региональный госпиталь в Тбилиси), обязательное использование  основных международных языков (больничные вывески на грузинском – пока вызов для международных пациентов),  обучение всех своих сотрудников современной международной практике.

Медицинские туристы обычно приезжают в Грузию из восточных и соседних стран, таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Азербайджан, Россия и Армения. Приезжие из США и Великобритании (в основном, русские, армяне и азербайджанцы) также регулярно возвращаются в Грузию для медицинского и стоматологического лечения.  Согласно недавнему отчету Национальной администрации туризма в Грузии, в I квартале 2018 года в целях медико-реабилитационных процедур страну посетил 1 463 561 человек. Это на 15,5% выше, чем в том же квартале в 2017 году. Большинство посетителей были гражданами Азербайджана, Армении, Турции и России. Из этого числа 61,9% пациентов получили медицинскую помощь в виде стоматологических услуг и услуг косметической хирургии.

Помимо стоматологии и косметической хирургии, иностранные пациенты могут  получить в настоящее время в Грузии  медицинские услуги в области онкологии, радиологии, трансплантации печени и почек (это легальная область в медицинском туризме), лечения бесплодия, трансплантации костного мозга, ортопедии и бариатрической хирургии. Лазерная хирургия катаракты глаза, к примеру, стоит 700 фунтов стерлингов, пересадка почки – от 16 700 фунтов стерлингов.

Въезд в Грузию для большинства иностранных гостей упрощен, так как процесс оформления визы прост (в аэропорту Грузии в паспорт ставят только штамп о прибытии). Только для въезжающих из Ирака, Пакистана и Индии следует оформить заявку на получение визы для поездки в Грузию. Упрощенные маршруты из аэропортов Тбилиси и Кутаиси позволяют международным пациентам легко добраться до больниц.

Использование единой международной тарифной карты (прейскуранта) для всех иностранных пациентов также является привлекательным фактором. Известно, что многие медицинские центры изменяют свои цены в соответствии со страной приезжего, а эта практика неизбежно ведет к потере будущих международных пациентов.

Еще один фактор привлекательности медицинского туризма в Грузии – это использование широкой сети связей действующих грузинских врачей (грузинской диаспоры), работающих за рубежом, в основном, в известных больницах Европы и США, улучшающих медицинский имидж Грузии в общественном мнении.

Несмотря на то, что в Грузии нет межсекторальной медицинской ассоциации туризма, правительство Грузии способствует долгосрочному развитию потенциала сектора медицинского туризма. Это, в первую очередь, выражается в том, что:

- постоянно совершенствуются медицинские стандарты и качество медицинских услуг;

-  медицинские услуги в Грузии, благодаря устранению налога на здравоохранение, являются более конкурентоспособными по цене в сравнении с другими странами медицинского туризма;

 - преимущества оздоровительного туризма в Грузии включают благоприятный климат, минеральные воды и лечебные курорты, такие как Боржоми или Цхалтубо, Кобулети, Абастумани,  Ахтала,  Бакуриани,  Батуми и др.;

- развиваются потенциально привлекательные сегменты для медицинского туризма в ЭКО, пластической хирургии, офтальмологии, трансплантологии, ортопедии и онкологии.

 Основные текущие барьеры для развития медицинского туризма в Грузии следующие:

- плохая инфраструктура.  Сеть отелей и туристические агентства недостаточно развиты и как результат сопровождение туристов из больницы в пункт проживания плохо организовано;

- климатические курорты в основном расположены в высокогорьях, где инфраструктура недостаточно развита, особенно дорожно-транспортная;

- плохо развиты межрегиональные перелеты, не восстановлен морской вид транспорта;

- неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние. Например, очистка пляжей вблизи медицинских учреждений в соответствии с требованиями санитарных норм является нерегулярной;

- отсутствует полноценная электронная база данных о потенциале медицинского туризма в Грузии;

- сохраняется слабая культурная компетентность в медицинских организациях, что является ключевым фактором для передачи положительных коммуникативных навыков по отношению к иностранным пациентам и пр.

Южная Корея: ставка на координаторов

 В Южной Корее официально медицинский туристический сервис был запущен в 2009 году. До этого при правительственной поддержке 4 года осуществлялись стратегическое планирование и адаптация законодательной базы.  В 2013 году Корея стала первой страной, которая представила национальную систему лицензирования международных координаторов Meditour.IMCs. (Их также называют маркетологами медицинского туризма, координаторами медицинских туристических услуг или координаторами интерпретации медицинского туризма).  Корейское правительство внедрило международную систему координаторов медицинских поездок в рамках национальной системы технической квалификации для развития профессионалов медицинского туризма.

Международные координаторы Meditour.IMCs. составляют графики медицинского тура и предоставления услуг, начиная с оказания медицинской помощи пациентам в поездках из своей страны в Корею, сопровождения лечения, включая хирургическое вмешательство, и заканчивая оказанием поддержки в выписке из больницы и возвращении пациента в его страну. Число людей, прошедших национальный квалификационный экзамен по лицензии IMC, составило 49 в 2013 году, 44 в 2014 году, 154 в 2015 году, 222 в 2016 году и 140 в 2017 году. В то же время число международных пациентов, посещающих Корею, увеличилось с 60 201 в 2009 году до 364 189 в 2016 году. Учитывая эту тенденцию, ожидается, что число IMC, которое будет использоваться в секторе туристических услуг, будет последовательно увеличиваться в следующем десятилетии.

Несмотря на высокую долю частного сектора в корейской медицине, правительственные организации также играют значительную роль в развитии этого сектора. В числе государственных доноров выступают: Совет по содействию корейской медицине за рубежом, филиал Института развития здравоохранения в Китае, Комитет по передовой медицинской отрасли, Корейская международная медицинская ассоциация, Корейская туристическая организация, Корейский институт аккредитации здравоохранения и т.д. Правительство также выделяет денежные средства на проведение маркетинга и развитие инфраструктуры, а также  на реализацию проекта «Медицинской туристической визы». Регулярная оценка больниц – еще одна важная деятельность корейского правительства. Многие больницы, клиники и координаторы зарегистрированы в соответствии со стандартами оценки, разработанными правительством, для оказания медицинских услуг иностранным пациентам.

Вместе с тем, несмотря на то, что правительство ежегодно инвестировало более 400 миллионов долларов США в развитие медицины, число иностранных пациентов, прибывающих в Корею, имело тенденцию к снижению. Ряд факторов являются препятствием развитию медицинского туризма. В их числе следующие:

- главным фактором назывались «коммуникативные навыки». Это подразумевает эффективную и соответствующую культурную компетенцию, которая позволяет практикующим врачам предлагать культурные услуги индивидуально для пациентов с различной культурной ментальностью;

- отсутствие «экспертизы врачей», т.е. пересмотра результатов работы медицинского персонала;

- отсутствие централизованной системы административной поддержки профессионалов медицинского туризма;

- отсутствие профессиональных квалификаций «обслуживание на английском языке» и «специализация по уходу за иностранными пациентами»;

- корейское правительство начало продвигать медицинский туризм, предлагая высококачественную IT-медицину, но это недостаточно убедительно для привлечения иностранных пациентов, поскольку они могут найти то же качество в некоторых других странах и по более низкой стоимости.

Кроме того, сохраняется проблема отсутствия обучения коммуникативным навыкам специалистов по медицинскому туризму.

Индийский дефицит государства

 Активное продвижение Индии в области медицинского туризма началось в конце 2002 года.  В том же году Министерство туризма приступило к реализации программы «Невероятная Индия» – большой бюджетной кампании правительства, направленной на увеличение потока туристов.  В рамках этой программы ставилась цель стать «глобальным назначением здоровья», проводились модернизация и расширение аэропортов, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение условий пребывания медицинских туристов, была разработана новая медицинская виза для медицинских туристов и их спутников.

Министерство здравоохранения и благосостояния семьи учредило Национальный совет по аккредитации больниц. Правительство определило медицинский туризм как экспорт услуг, чтобы этот сектор использовал налоговые льготы. Правительство Индии также содействовало объединению 45 частных больниц в рамках Центра передового опыта.  На государственном уровне некоторые государственные медицинские учреждения постоянно принимают медицинских туристов и участвуют в соответствующих международных выставках за рубежом.

В отрасли также были предприняты различные инициативы, в частности:

-  созданы комплексные диагностические центры, центры визуализации и банки крови международного уровня;

- специально разрабатываются оздоровительные системы, такие как йога, аюрведа и сидха;

-  некоторые больницы создали специальные подопечные советы для международных пациентов, которые связываются с туроператорами;

- индийские медицинские учреждения все чаще идут на международную аккредитацию

больниц и клинических лабораторий;

- многие центры здравоохранения все чаще участвуют в международных ярмарках и выставках для продвижения медицинского туризма.

Главным преимуществом индийского медицинского туризма является то, что многие больницы оснащены по международным стандартам. Большинство индийских врачей и медицинский персонал имеют степень международного класса и свободно владеют английским языком.

Некоторые проблемы, стоящие перед индийской отраслью медицинского туризма, заключаются в следующем:

  1. Нет сильной государственной поддержки / инициативы по развитию медицинского туризма.
  2. Отсутствие координации между операторами отрасли – авиакомпаниями, гостиницами и больницами.
  3. Отрицательные представления об Индии в отношении санитарной гигиены и распространенности инфекционных заболеваний.
  4. Нет надлежащей системы аккредитации и регулирования для больниц.
  5. Отсутствие единой политики ценообразования в больницах.
  6. Отсутствие страховых полисов для этого сектора.
  7. Низкие инвестиции в инфраструктуру здравоохранения.
  8. Стоимость проживания является еще одним препятствием для международных путешественников среднего уровня, посещающих Индию.

Стратегический подход Сингапура

Сингапур в 2003 году создал национальную межведомственную стратегию «Сингапурская медицина», базирующуюся на партнерстве между правительством и частным сектором и направленную на укрепление позиций Сингапура как глобального медицинского хаба.  Стратегия предусматривала   развитие современных медицинских технологий, присоединение к международным конвенциям, проведение международных выставок, связанных со здравоохранением, улучшение медицинского образования и клинической подготовки, формирование региональных и международных медицинских союзов.

Отличительным элементом этой национальной стратегии являлась синхронизация  с возможностями, открывающимися на внешнем рынке, что обеспечивалось координацией деятельности трех независимых советов: Правления сингапурского экономического развития (ЕАБР), которое поощряет прямые иностранные инвестиции; Союза Международных предприятий Сингапура (IES), который способствует выходу предприятий Сингапура на мировой рынок; и Организации Сингапурского туризма (STB), которая проводит международные маркетинговые мероприятия  и  повышает популярность медицинских услуг Сингапура.  Контроль и мониторинг реализации стратегии осуществляется двумя министерствами – Министерством торговли и промышленности и Министерством здравоохранения.

Преимущество Сингапура, по сравнению с его конкурентами в области медицинского туризма, такими как Индия и Таиланд, обеспечивается благодаря созданию в стране центра высококачественной диагностической и интервенционной медицины «Клиническое совершенство».

В рамках стратегии Сингапур адаптировал свою инфраструктуру здравоохранения так, чтобы обеспечить высококачественную продукцию медицинского туризма, удовлетворяющего и спрос международных медицинских туристов, и интересы иностранных предприятий здравоохранения. Сингапур задействовал существующие сильные стороны своих ресурсов, начиная от современной инфраструктуры и заканчивая разнообразием туристических продуктов, чтобы стимулировать рост своего рынка медицинского туризма.

Медицинский туризм в Сингапуре сформировался благодаря разработке стратегии, которая была увязана с национальными экономическими приоритетами. Именно этот стратегический подход сделал опыт Сингапура предметом для подражания другими конкурентами в области медицинского туризма.

Первые шаги Казахстана

 Казахстан только планирует развивать медицинский туризм и работает над планом действий в этом направлении. Ежегодно в Казахстане проходят лечение 8000 иностранцев, это в основном медицинские туристы, временно проживающие в Казахстане, и путешественники, которые нуждаются в неотложной помощи. Разрабатывается программа, которая поможет развивать медицинский туризм с особым вниманием по высокотехнологичным услугам. В рамках этой программы планируется организовать предоставление до 300 видов медицинских услуг для иностранных туристов в Астане и Алматы.

Как заявил представитель Департамента управления медицинской помощью Министерства здравоохранения и социального развития Казахстана, для развития медицинского туризма в стране есть все предпосылки. К примеру, стоимость операций в Казахстане намного ниже, чем за рубежом. В частности, трансплантация костного мозга в Казахстане стоит 51 000 долларов. Та же операция проводится за 90 000 долларов в России. Операция по пересадке почек обходится в 16 000 долларов в Казахстане и 40 000 долларов в России. Трансплантация печени в Казахстане в пять раз дешевле, чем в Турции, и обходится примерно в 20 000 долларов.

 

Лана Цхай

Экономическое обозрение №1 2019(229)

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Trends

Экономическое обозрение

Contacts

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6