|   | 

Туризм и рестораны

Туризм и рестораны

Туризм и рестораны

Руководство страны динамично проводит реформы, направленные на максимальное раскрытие экономического и человеческого потенциала Узбекистана, базируясь на полноценном задействовании имеющихся конкурентных преимуществ. Первоочередное внимание и поддержку получают те отрасли и направления, которые могут выступить своего рода «бустерами» развития экономики республики.

     Гастрономический туризм
     Именно через призму конкурентных преимуществ Узбекистана одним из самых перспективных, с точки зрения формирования рабочих мест, направлений является туризм, интенсификации развития которого в последнее время уделяется весьма большое внимание.
     Туристический потенциал Узбекистана обладает огромными возможностями, благодаря культурно-историческому наследию и природному многообразию страны. Благодаря принимаемым правительством мерам туристические потоки из-за рубежа в нашу страну из года в год возрастают.
     Неотъемлемой частью туристического потенциала является национальная кухня. По мнению президента Международного эногастрономического центра Леонида Гелибтермана, люди часто «воспринимают туризм только как культуру, но туризм — это каждое одиннадцатое рабочее место в мире, гастрономический туризм — это 4 млрд. долларов США в день. Это явление. При всем при этом гастрономический туризм — это самый динамично развивающийся сегмент, он дает рост от 7 до 12% ежегодно».
     Он также отмечает, что необходимо рассматривать проекты гастрономического туризма, в том числе, как драйвер развития экономики. Особенно в сельских регионах, в тех местах, где нет промышленности, где есть развитое сельское хозяйство и ремесла. Здесь туризм может стать ведущей силой, которая потянет местную экономику, позволив сохранить традиционный образ жизни и уклад на местах, обеспечит людей работой.
     Неотъемлемой частью туристического потенциала Узбекистана является традиционная узбекская кухня, которая уже признана на международном уровне. Так, Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия 1 декабря 2016 года включил культуру и традиции, связанные с пловом, в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а в голосовании National Geographic Traveler в номинации «Гастрономический туризм» Узбекистан уверенно занял 1-е место. Однако, к большому сожалению, в настоящее время деятельность ресторанов, специализирующихся на развитии и популяризации узбекской национальной кухни, не рассматривается в комплексе с развитием сферы туризма.
     Не только памятники архитектуры и народные промыслы (которые освобождены от налогов) являются центром туристических проектов, но и заведения общественного питания. И именно заведения общественного питания, несмотря на отсутствие государственной поддержки, за последние десять лет сделали узбекскую кухню знаменитой во всем мире. Однако из-за весьма высокой конкуренции этот сектор становится весьма ивестиционно затратным.
Реалии сектора
     В настоящее время рестораторы «завоевывают» посетителей не только вкусной кухней, как это было раньше, но и дорогостоящим ресторанным оборудованием, мебелью, дизайном, соблюдением требований, отвечающих международным стандартам пищевой безопасности. Сегодня рестораторы занимаются строительством новых зданий ресторанов и национальных столовых («Миллий таомлар»), что улучшает облик городов. Нанимают высококвалифицированных архитекторов, дизайнеров, поваров, приглашают иностранных экспертов, оснащают заведения дорогим кухонным, светомузыкальным и вентиляционным оборудованием, приглашают именитых музыкантов и артистов. И необходимые для этого финансовые ресурсы привлекаются за счет банковских кредитов под высокие процентные ставки.
     Вместе с тем сегодня существуют достаточно высокие риски в сфере работы рестораторов. К ним можно отнести имеющиеся сложности в сфере кредитно-банковской политики, короткие по сроку и нестабильные договоры аренды помещений, продолжающее иметь место вмешательство государственных органов в деятельность предприятий общепита, ограничения режима работы кафе и ресторанов, сложности с выдачей лицензий на реализацию спиртного.
Финансовый расклад деятельности среднестатистического кафе/ресторана свидетельствует о том, что предприятия общепита равны по вложениям, маржинальности и возврату инвестиций любому среднему производству в Узбекистане, хотя, согласно общественному мнению, считается, что предприятия этой сферы весьма прибыльны. Это в определенной степени препятствует полноценному развитию сектора.
     Сложившаяся ситуация становится серьезным препятствием и для привлечения в данную сферу иностранных инвестиций. Так, за последние годы не отмечается фактов прихода в ресторанный бизнес республики зарубежных инвесторов либо известных иностранных компаний, специализирующихся на ресторанном бизнесе.
Мировой опыт позволяет оптимизировать
     Сейчас идет обсуждение давно назревшей налоговой реформы. Всецело поддерживая проведение реформы, тем не менее не можем не указать на один момент в прозвучавших предложениях, который может негативно сказаться на предприятиях общественного питания.
В соответствии с Концепцией налоговой политики предусмотрен перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сум. или достигших установленный порог в течении одного года, на уплату общеустановленных налогов, в том числе НДС (20%). Практически все предприятия общественного питания перейдут на уплату общеустановленных налогов (в том числе НДС и налога на прибыль). В настоящее время указанные предприятия осуществляют оплату только Единого налогового платежа в размере 10% от валового оборота.
     Вместе с тем, производственные материальные затраты организаций общественного питания состоят на 80-90% из сельскохозяйственной и мясной продукции, которая в свою очередь в соответствии с пунктом 28 статьи 208 Налогового кодекса республики освобождается от НДС. К примеру, если картофель, морковь, капуста и мясо являются продуктами, освобожденными от НДС, готовые блюда из них должны быть реализованы с учетом НДС по ставке 20%. Таким образом, для предприятий общественного питания НДС превращается в налог с валовой выручки (расчетно — 18,6%), плюс налог с прибыли (12%). Переход на уплату общеустановленных налогов в предлагаемом виде может негативно повлиять на финансовое состояние предприятий общепита.
     НДС с 1972 года уже действует в 40 развитых и развивающихся государствах. Однако правительства этих стран, учитывая важность вопроса продовольственной безопасности, развития туристической отрасли, в целях самообеспечения предприятий оборотными средствами для постоянного развития, установили пониженные ставки НДС для общепита, гостиниц, производства продуктов питания, книг, лекарств и т.д. Хотя в различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС при среднем уровне от 15 до 25%, но их шкала в зависимости от вида товара и социально-экономической значимости применяется по пониженным ставкам от 2 до 10%, а именно на туристические, продовольственные, медицинские и детские товары.
     При действующей системе налогообложения один ресторан за год при обороте 5 млрд. сум. уплачивает государству налоги в размере более 0,7 млрд. сум., а по предлагаемой системе налогообложения придется выплачивать сумму в размере более 1,4 млрд. сумов. Результатом этого могут стать повышение цен и резкое снижение объемов продаж, что приведет к убыточности предприятия. В связи с этим представляется, что концептуально несколько не доработаны намеченные меры по выводу ресторанного бизнеса из «тени», его адаптации к современным требованиям экономики.
     21 ноября 2018 года Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан опубликовало одну из версий Налогового кодекса Узбекистана, где в главе 36-й, статья 230 указано, что для организаций общественного питания и предприятий розничной торговли при реализации готовой продукции налогооблагаемая база уменьшается на стоимость приобретенной сельскохозяйственной продукции местного производства (продукции допромышленной переработки). И это, конечно, прорыв. Но для более полного устранения подобного негативного влияния при переходе на уплату общеустановленных налогов представляется целесообразным рассмотреть снижение ставки НДС для предприятий общественного питания до 5-7%.
     Целесообразность снижения ставки НДС для организаций общественного питания обусловлена тем, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам по поступившим (принятым к учету) товарам и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Бизнес вместе
с государством
     Именно в свете подготовки к проведению реформы в налоговой сфере хотелось бы отметить настоятельную необходимость интенсификации деятельности такого эффективного механизма, каковым является диалог государства и частного бизнеса. Как свидетельствует международный опыт, именно этот механизм позволил многим странам эффективно и в короткие сроки повысить экономическую отдачу от ведущих отраслей экономики, выработать на основе консенсуса оптимальные «правила игры», позволившие частному бизнесу максимально реализовать свой потенциал, что способствовало реализации правительственных реформ, повышению эффективности экономической жизни страны и заметному росту числа рабочих мест.
     Одними из важных направлений экономического сотрудничества бизнеса и государства являются вовлечение и адаптация на рынке труда молодежи, организация производственной практики для студентов и учащихся профтехучилищ. Бизнес общепита идеально подходит под эти цели. Кроме того, в этом секторе формируется национальная культура питания. При этом стоит учитывать, что спрос на квалифицированную рабочую силу за пределами Узбекистана в отрасли отельного и ресторанного дела поможет привлечь как приличные валютные поступления в страну, так и сформировать положительный имидж страны и ее национальной кухни за рубежом. Поэтому представляются целесообразными правительственная поддержка и более тесное сотрудничество отраслевого бизнеса с министерствами труда и образования в формировании учебных планов и практических занятий, внедрении теоретических знаний в прикладную науку отрасли гостеприимства и туризма.
     Настало время, когда диалог между властью и бизнесом идет очень активно и продуктивно, и реальное партнерство позволяет вывести бизнес из «тени» и квалифицированно адаптировать механизмы не только налогового обложения системы общепита, но и все его потенциальные возможности.

Притягательность гастрономии

    «Без заведений общественного питания, где представлена достойным образом культура народа, никакой гастрономический туризм, да и вообще туризм, невозможен. Можно наслаждаться красотами, можно наслаждаться пляжем, солнцем, лыжами — все это замечательно. Но каждый человек должен как минимум три раза в день хорошо поесть. А лучше пять раз. Ты забудешь все, но ты не забудешь, если тебя плохо накормят. Никогда человек этого не забудет, он будет говорить: «Ой, был замечательный фестиваль, все было так красиво, но кормили так плохо!».
Из интервью президента Международного эногастрономического центра Леонида Гелибтермана на www.mover.uz

Не превратить НДС в его противоположность

     Комментарий директора Center for Economic Development Юлия Юсупова:
— Намеченная на 2019 год налоговая реформа — важнейший шаг преобразования экономики страны. Реформа призвана устранить накопившиеся диспропорции в налоговом законодательстве, способствовать развитию и легализации бизнеса. Важный элемент реформы — сокращение сферы налогов с оборота (выручки) и расширение числа плательщиков НДС. Почему это необходимо? Налоги с оборота, являясь каскадными, то есть многократно облагающими налогом одну и ту же стоимость, не позволяют выстраивать длинные цепочки создания добавленной стоимости, обрекая экономику Узбекистана на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства. Переход на НДС позволит решить эту проблему (налогом облагается не вся стоимость, а только добавленная, так как ранее уплаченный налог идет в зачет).
Однако из-за того, что сельскохозяйственная продукция, согласно Концепции налоговой реформы, освобождается от уплаты НДС, может возникнуть ситуация, когда предприятия секторов, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции (пищевая, текстильная промышленность, общепит), не смогут брать в зачет НДС по большей части используемого сырья. В результате для них НДС превратится в налог с оборота, т.е. в свою противоположность, а налоговая нагрузка на бизнес еще больше возрастет. То есть реформа приведет не к устранению диспропорций, а к их усилению.
Этого ни в коем случае нельзя допустить, а то получится, как говорил классик, «формально правильно, а по сути издевательство». Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Один из них — введение дифференцированных ставок НДС для переработчиков сельхозпродукции, что и предлагается в статье.

 

Тимур Мусин, председатель Ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана, кандидат социологических наук;

Марина Тен, заместитель исполнительного директора Ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана

Экономическоеобозрение-11

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Business

Экономическое обозрение

Contacts

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6