С 1 февраля вводится «Единое окно» при экспорте-импорте. Что собой представляет эта система?

С 1 февраля вводится «Единое окно» при экспорте-импорте. Что собой представляет эта система?

Скриншот singlewindow.uz

Полностью отпадет необходимость «обивать пороги» министерств и ведомств, прежде чем получить вожделенное разрешение.
С 1 февраля 2020 года будет введен порядок оформления документов разрешительного характера и сертификатов, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, через таможенную информационную систему (ТИС) «Единое окно». Это установлено постановлением Президента «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране». Что собой представляет эта система? На каком этапе работа по ее внедрению? Как будет функционировать система «Единое окно», создаваемая как один из эффективных механизмов по снижению издержек для участников ВЭД? Об этом газете «Налоговые и таможенные вести» рассказывает начальник Управления таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ГТК Бахтиёр Абдуганиев.

Необходимость ускорения и оптимизации электронного взаимодействия участников ВЭД и контролирующих органов путем внедрения ТИС «Единое окно» предусмотрена постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Система отвечает критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «единого окна», разработанных Центром ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям. Упомянутые критерии предполагают исключение бумажного документооборота из процесса таможенного оформления, включая разрешительные документы, необходимые для проведения этой процедуры.

Работа по созданию портала ведется с мая текущего года по утвержденному Кабинетом Министров плану мероприятий, разработанному ГТК совместно с Министерством здравоохранения, Госкомитетом ветеринарии и развития животноводства, Госкомитетом по экологии и охране окружающей среды, Агентством «Узстандарт» и Инспекцией «Узгоскарантин».

С 1 декабря «Единое окно» запущено в тестовом режиме. В настоящее время зарегистрированы более 220 участников. 29 являются активными пользователями. Из контролирующих органов следует отметить ветеринарную службу, которая разместила основной массив необходимой информации, ее модуль в целом готов к работе в «Едином окне».

– Как ТИС ускорит прохождение контрольных процедур участниками ВЭД, минимизирует их временные и финансовые затраты?

–«Единое окно» позволит субъектам предпринимательства представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала для выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Полностью отпадет необходимость «обивать пороги» министерств и ведомств, прежде чем получить вожделенное разрешение. В недавнем прошлом этот процесс был длительным и многоэтапным.

К тому же ТИС предоставляет участникам ВЭД возможность:

  • обмениваться всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, которая подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей конфиденциальность и безопасность такого обмена;
  • удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов таможенной службой, уполномоченными органами, а также самими субъектами предпринимательства;
  • получать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию республики на основании предварительной информации.

Посредством «Единого окна» реализуются полный переход на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном формате, поддержание в актуальном состоянии открытых данных об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Узбекистане и зарубежных странах. Согласитесь, это весьма полезные составляющие системы для участников ВЭД.

–А что собой представляет эта система?

«Единое окно» – это философия управления, в рамках которого традиционные структуры Правительства трансформируются в новые механизмы, оптимально отвечающие потребностям граждан и субъектов предпринимательства. Основная цель внедрения и развития ТИС – создание единого интерфейса для обмена информацией между уполномоченными органами и участниками ВЭД на основе интегрированной информационной системы и актуальных баз данных, позволяющих участникам внешнеторговых операций получать госуслуги по принципу One-StopService (получение услуг в одном месте). Комплексные межведомственные организационные механизмы их предоставления будут прозрачными для потребителей услуг, что поспособствует повышению эффективности и снижению операционных издержек регулирования.

Структурно ТИС состоит из 2 блоков. В первом, расположенном в верхней ленте, содержатся 6 рубрик: подача заявления, о портале, справочная информация, вопросы и пожелания, проверка подлинности выданных сертификатов, система анализа рисков.

Второй блок– основу сайта образуют следующие разделы: справочная информация о нетарифных мерах, интерактивные услуги контролирующих органов, их системы анализа и управления рисками, оформление грузовой таможенной информации, перечень логистических компаний, реестры таможенных и других органов.

Структура ТИС будет совершенствоваться с учетом предложений и пожеланий. Ждем их не только от госорганов, но прежде всего от участников внешнеторговых операций. К примеру, первый блок по рекомендации Узгоскарантина был недавно дополнен рубрикой «Проверка подлинности выданных сертификатов». Поводом послужила ситуация, когда 2-3 года назад пропало несколько бланков разрешительных документов в подразделении одного из контролирующих органов.

Любой потенциальный импортер/экспортер, планирующий в перспективе ввозить/вывозить товары, для определения своих возможностей может получить через «Единое окно» обобщенное представление различных требований по импорту/экспорту.

–Значит, любой субъект предпринимательства, тем более находящийся далеко за пределами нашей страны, не являющийся ее резидентом, может получить онлайн нужную ему информацию. Уточните, пожалуйста, какие конкретно это сведения?

–Одно из требований к товарам для проведения процедуры таможенного оформления – наличие установленных законодательством сертификатов/разрешений, дающих право ввоза/вывоза товара или его использования на территории республики. Участник ВЭД может ввести запрос по интересующему товару в рубрике «Справочная информация о нетарифных мерах» и получить сведения о необходимых разрешительных документах и их формах, стоимости услуг за их выдачу, реквизитах сертификационных и других органов, выдающих разрешения.

Без кодов ТН ВЭД невозможно определить, является ли товар объектом контроля конкретного органа. С ними можно ознакомиться в одноименном разделе.

При допуске на внутренний рынок нашей страны импортируемой продукции животного, растительного и другого происхождения таможенные органы применяют систему анализа рисков. Подобные системы с учетом специфики деятельности внедряют и другие уполномоченные органы. В рубрике «Система анализа рисков контролирующих органов» будут регулярно размещаться перечень подконтрольных товаров в разрезе рисков, информация о фактах нарушений установленных требований и мерах по недопущению некачественных товаров в республику.

Рубрика «Интерактивные услуги контролирующих органов» включает широкий спектр услуг, инициируемых пользователем и предоставляемых как таможенными органами, так и органами, выдающими разрешительные документы в режиме реального времени (к примеру, просмотр веб-страниц, интернет-пейджинг, поиск в базах данных и др.).

С реестрами таможенных складов, уполномоченных экономических операторов, биологически активных добавок, зарегистрированных в РУз, а также Таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности и Государственным реестром лекарственных средств можно ознакомиться в соответствующей рубрике.

Раздел «Оформление ГТД» содержит перечень всех брокерских компаний и доступ к программному обеспечению по оформлению ГТД. А в рубрике «Логистические компании» размещен перечень компаний, оказывающих услуги по сопровождению импорта и экспорта, с указанием их реквизитов.

Также в ТИС субъект предпринимательства может ознакомиться с законодательством, касающимся ВЭД, и действующими размерами ставок таможенных пошлин, НДС и акцизных налогов, сборов и других платежей.

–Один из главных вопросов, волнующих участников ВЭД, – как подать заявку на получение разрешительного документа?

–Электронное таможенное оформление товаров, требующее электронное взаимодействие участника ВЭД и ответственного сотрудника органа, выдающего разрешительный документ, происходит в несколько этапов.

1 шаг. Участник ВЭД обращается в «Единое окно» через официальный домен ТИС. Вход должен авторизоваться посредством личной ЭЦП.

2 шаг. Участник ВЭД вводит в ТИС единый унифицированный документ «А», основанный на товаросопроводительных документах, – контракт, инвойс, накладная. Введенный документ должен отражать полную информацию для оформления разрешительного документа (получатель, отправитель, товар и др.). Необходимо представить отсканированный вариант этих документов. В дальнейшем они будут использоваться для оформления ГТД.

3 шаг. В автоматизированном режиме формируется и отправляется запрос в госорган из персонального кабинета участника ВЭД в ТИС, в котором должны быть представлены:

  • перечень необходимых разрешительных документов для каждого товара по коду ТН ВЭД на уровне 10 знаков;
  • полная информация по оформлению разрешения на импорт в РУз/экспорт из РУз (тип документа, уполномоченный орган, срок оформления, размер стоимости услуг, основание и др.);

4 шаг. Участник ВЭД формирует заявку на выдачу разрешения и отправляет в «Единое окно». Часть этого документа заполняется в автоматизированном режиме системой, используя данные по ранее представленным сведениям в документе «А». Остальная часть заполняется участником ВЭД. Для упрощения процедуры система предлагает ему перечень уполномоченных органов, ответственных за выдачу разрешения на импорт, с указанием места дислокации госоргана, его электронного адреса, Ф.И.О. ответственного лица и его телефона, срока оформления, стоимости услуг.

5 шаг. Из блока участника ВЭД система подает заявку структурному подразделению госоргана. На этом этапе фиксируются дата и время отправки, номер заявки, ИНН и ЭЦП заявителя.

6 шаг. Заявка на оформление разрешения принимает госорган-исполнитель. При этом фиксируются дата и время приема ID в базу данных «Единого окна», код уполномоченного органа и ЭЦП его ответственного сотрудника.

7 шаг. Исполнитель –структурное подразделение госоргана рассматривает и оформляет разрешительный документ. При оформлении разрешения фиксируются идентификационный номер, дата и время утверждения, код уполномоченного органа и ЭЦП ответственного сотрудника.

8 шаг. Участник ВЭД принимает разрешительный документ через ТИС с фиксацией даты и времени отправки, номера заявки, ЭЦП ответственного сотрудника.

ТИС формирует всю базу разрешительных документов, выданных госорганами. Найти конкретный документ можно через поисковую систему с помощьюQR-кода или по номеру разрешительного документа.

Также система ведет учет времени всех проведенных действий как участника ВЭД, так и представителя госоргана. Рейтинг предоставленных услуг позволит оценить деятельность госорганов в плане временных издержек.

– Вы подробно разъяснили порядок получения разрешения. А что участник ВЭД должен делать дальше? Надо ли ему представлять разрешительный документ таможенному органу?

–Ни бумажные, ни электронные версии разрешительных документов представлять не нужно. Система зафиксировала, что разрешение получено. При заполнении ГТД в графе 44 необходимо указать сведения о каждом документе: его порядковый номер и буквенный код согласно Классификатору видов документов и сведений, используемых при заполнении грузовой таможенной декларации (прил. N 12к Инструкции, рег. МЮ N 2773 от 6.04.2016 г.).Также нужно отразить регистрационный номер и дату выдачи разрешений, заключений и других документов (сертификатов, удостоверений и т. д.), выдаваемых уполномоченными органами (у каждого органа свое уникальное буквенно-цифровое обозначение) в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

На основе указанных сведений таможенный орган сам проведет сверку с ТИС, чтобы удостовериться в наличии этих данных в «Едином окне».

–Почему информационная система носит название «таможенная»?

–Потому что функциональная задача «Единого окна» – решение всего комплекса вопросов для полноценного проведения процедуры таможенного оформления.

За последние годы таможенная служба разработала ряд автоматизированных систем, чтобы упростить процедуры торговли и обеспечить эффективность в решении своих функциональных задач по сбору доходов, экономической защите интересов государства, а также сбору, обработке и анализу деловой информации по ВЭД.

Последовательное развитие информационных технологий позволили достичь существенных улучшений в области оказания услуг. Каждая новая разработка привнесла с собой новые возможности, которые содействовали трансформационным изменениям нормативно-правовой базы, касающейся международной торговли.

Учитывая опыт ведомства в IT-сфере, а также возможности его серверов, наличие автономных источников питания для их работы, на ГТК возложили административные функции. Разработано техзадание по созданию ТИС, сформирована ее платформа. Единый интерфейс будет по мере необходимости совершенствоваться и дополняться элементами, способствующими эффективному функционированию «Единого окна».

–Готовы ли к работе в ТИС сотрудники контролирующих органов, их территориальных подразделений, ответственные за функционирование локальных инструментов «Единого окна»?

–Сегодня работа над внедрением «Единого окна» в рамках системного реформирования деятельности задействованных в ТИС госорганов в самом разгаре. Чтобы достичь ожидаемого эффекта, необходима соответствующая подготовка ответственных за ее функционирование лиц. Поэтому, прежде чем ввести обязательное применение «Единого окна» с 1 февраля 2020 года, предусмотренного постановлением NПП-4525, ГТК проводит на местах регулярные тренинги. Они организуются ГТК совместно с госорганами для представителей их региональных подразделений, территориальных управлений ГТК и субъектов предпринимательства.

Несмотря на проведение видеоконференций и семинаров поздним вечером (в рабочее время — это невозможно) обсуждения всегда проходят активно, участники пользуются возможностью задавать вопросы – ведь им предстоит перейти на новый формат работы и адаптация к новым реалиям требует максимальной собранности.

Функционирование ТИС в тестовом режиме позволяет проводить обучение, наглядно демонстрируя порядок действий ответственных лиц и участников ВЭД в формате «Единого окна». Апробацию ТИС на добровольных началах планируем начать с 1 января для освоения практических навыков.

Вносить изменения в заявку или разрешительный документ можно лишь до нажатия кнопки «Одобрить». Поэтому этапам, предшествующим этому процессу, мы уделяем на семинарах самое пристальное внимание. В подробностях объясняем каждый момент.

ГТК активно общается с бизнесом, Минздравом, госкомитетами ветеринарии и по экологии и охране окружающей среды, Узстандартом и Узгоскарантином, их территориальными подразделениями и областными таможенными управлениями. Это нужно для того, чтобы понимать, есть ли пробелы в системе, как их ликвидировать и что можно усовершенствовать, чтобы сделать использование «Единого окна» максимально комфортным для пользователей.

Его внедрение является сложной задачей, которая требует изменений скорее не на программном и техническом уровне, а на уровне самих подходов к взаимодействию участников ВЭД с госорганами. Предстоит сломать существовавшую долгое время идеологию предоставления сведений в госорганы и перенаправить потоки информации в «Единое окно». Это инструмент не только для госорганов, а прежде всего для предпринимателей. Следовательно, предпринимательскому сообществу необходимо активно включиться в работу по его обсуждению. Ведь для участников ВЭД ТИС является окном возможностей, ускоряющим развитие их внешнеторговой деятельности.

Поделиться постом

Похожие новости