ОПОП в Центральной Азии

ОПОП в Центральной Азии

В сентябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Республику Казахстан выступил с предложением о создании Экономического пояса Шелкового пути. В октябре того же года Си Цзиньпин, выступая в Джакарте перед парламентом Индонезии, выдвинул идею создания Морского Шелкого пути ХХI века. Позже эти два предложения были объединены в единую инициативу «Один пояс – один путь» (ОПОП). Эта инициатива довольно быстро переросла в одну из важных целей внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Китая.

Во-первых, посредством инициатив ОПОП Китай стремится расширить рынки сбыта для своих товаров на Евразийском континенте. Во-вторых, для поддержания роста экономики, Китаю необходимо обеспечить надежные источники и каналы поставки сырья. В-третьих, инвестиции в инфраструктурные проекты ОПОП обеспечивают рабочие места и заказы для китайских компаний. Кроме сугубо экономических целей, успешная реализация инициативы ОПОП также служит геополитическим целям Китая, таким как укрепление роли и участии Китая в мировой экономике и политике, усиление роли китайской валюты в международных расчетах и т.д.

По состоянию на октябрь 2019 года, инициатива ОПОП затрагивает 138 стран мира с совокупным валовым внутренним продуктом в 29 трлн. долл. США и с населением в 4,6 млрд. человек. По оценке Мирового банка, реализация инициативы ОПОП может увеличить глобальную торговлю на 6,2%, торговлю среди стран- участников на 9,7%, а для стран с низких уровнем дохода увеличить прямые иностранные инвестиции до 7,6%. По своим масштабам, инициативу ОПОП по праву сравнивают с Планом Маршалла, разработанным в целях возрождения Европы после Второй мировой войны.

Заинтересованность в Центральной Азии

Центральная Азия, являясь одним из основных транспортных «коридоров» в рамках наземной части инициативы ОПОП, представляет очень важный интерес для Китая по следующим причинам.

Природные ресурсы. Регион богат минеральными ресурсами, которые крайне важны для обеспечения и поддержания роста экономики Китая. Особенную важность имеют месторождения нефти и газа в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Внедрение инициатив ОПОП позволяет увеличить разработку, переработку, а также последующую транспортировку энергоносителей из Центральной Азии в Китай, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению его энергетической безопасности.

Транспортный коридор как средство освоения новых рынков. Через страны Центральной Азии пролегают наземные торговые пути, которые связывают западные провинции и в целом весь Китай с внешними рынками на Евразийском континенте. Расширение торгового оборота западных и центральных провинций Китая со странами Центральной и Западной Азии, а также со странами Европы может быть обеспечено за счет улучшения транспортной инфраструктуры, сокращения барьеров при перевозке товаров через Центральную Азию, а также освоения новых рынков перечисленных регионов для экспорта своих товаров и технологий.

Торгово-экономическое и политическое сотрудничество с государствами Центральной Азии. Как представляется, расширение торгово-экономического и политического сотрудничества с государствами Центральной Азии позволит Китаю не только развивать экономику ее западных провинций, повышать уровень жизни населения этих провинций, в частности СУАР, что будет снижать уровень межэтнических проблем и сепаратистских настроений, но и способствовать укреплению безопасности в сопредельных странах Центральной Азии посредством экономического сотрудничества. Безопасность в регионе является необходимым условием для обеспечения роста экономического сотрудничества и продвижения китайской инициативы ОПОП.

Инвестиционное сотрудничество ОПОП

На сегодняшний день Китай осуществил 261 проект в Центральной Азии на общую сумму в 136 млрд. долл. США. Большая часть инвестиций (67% в денежном выражении) была вложена в проекты в Республике Казахстан.

Казахстан, являясь наиболее крупной экономикой в Центральной Азии, богат запасами минеральных ресурсов, в том числе энергоносителей и руд. Наряду с этим, рельеф страны относительно благоприятен для создания трубопроводов и дорог, по сравнению с высокогорными сложными массивами Кыргызстана и Таджикистана.

Большая часть инвестиций в Центральной Азии в рамках ОПОП была направлена на разработку природных ресурсов (41%) и на создание или улучшение инфраструктуры для транспортировки товаров и грузов (44%).

Отраслевое распределение инвестиций в рамках ОПОП в Центральной Азии

Одним из значиммых проектов, осуществленных в рамках ОПОП, является ввод в эксплуатацию в 2015 году самого крупного в мире наземного приграничного порта Хоргос Гейтвей, который соединяет железные дороги Казахстана и Китая. Порт может обрабатывать до 1 миллиона контейнеров в год. Если перевозка грузов из Китая до Европы по морю требует 45 дней, то железнодорожный транзит через порт Хоргос займет 10 дней.

Другим важным проектом Китая в Центральной Азии является прокладка магистрального газопровода, соединяющего Туркменистан, Узбекистан и Казахстан с Китаем. Проектная мощность газопровода составляет 40 млрд. м3 в год и имеет протяженность 1900 км на территории Центральной Азии и 4500 км на территории Китая.

Из текущих проектов для Узбекистана особую важность имеет строительство железнодорожных путей Узбекистан–Кыргызстан–Китай, который будет прокладываться параллельно уже действующему автокоридору Ташкент–Андижан–Ош–Иркештам–Кашгар, и по маршруту Мазари-Шариф–Кабул–Джалалабад–Пешавар. Для Узбекистана также важны перспективы транзита грузов из Китая в Западную Азию через территорию Узбекистана.

Долговые риски

Одним из важных рисков, на который в последнее время начали чаще обращать внимание многие исследователи, является увеличение внешнего долга стран-участников ОПОП. Инфраструктурные проекты ОПОП являются долгосрочными, довольно дорогими для многих стран региона и финансируются в большей части за счет заемных средств. Условия финансирования проектов в рамках ОПОП разняться, но в целом являются достаточно привлекательными. Например, Китайский банк развития предоставил заем сроком на 40 лет с 10-летним льготным периодом для финансирования 75% проекта высокоскоростной железной дороги Джакарта–Бандунг в Индонезии стоимостью в 5,29 млрд долл. США без правительственной гарантии. 60% финансирования было предоставлено в долл. США под 2% годовых, 40% в юанях под 3,4% годовых. Займы, предоставленные Кыргызстану и Таджикистану, как правило, выдавались сроком на 20 лет под 2% годовых и со льготным периодом в 5-12 лет.

Однако финансирование проектов за счет заемных средств китайских финансовых учреждений могут создавать угрозы финансовой уязвимости для стран-должников. Центр глобального развития (ЦГР) в Вашингтоне опубликовал в марте 2018 года специальный доклад на тему «Изучение долговых последствий в рамках инициативы ОПОП с точки зрения политики», в котором обозначил следующие 8 стран, наиболее подверженных данному риску: Джибути, Мальдивы, Лаос, Таджикистан, Кыргызстан, Монголия и Пакистан. Эти страны объединяют высокое соотношение внешнего долга к ВВП страны, который в существенной степени сформировался за счет участия Китая, и подверженность риску невозврата существующих или планируемых заимствований в рамках ОПОП.

Из стран Центральной Азии наибольшую долговую нагрузку несут Кыргызстан и Таджикистан. Внешний долг, равно как и задолженность этих стран перед Китаем, превышает их номинальный валовый внутренний продукт. Более того, половина всех государственных заимствований этих стран предоставлена со стороны Китая.

Таким образом, хотя инициатива ОПОП предоставила масштабные инвестиции для инфраструктурных проектов, тем не менее, некоторые страны оказались перед лицом «долговой ловушки», что существенно ограничивает возможности этих стран осуществлять при необходимости заимствования на международном рынке.

Стоит отдельно подчеркнуть, то Узбекистан всегда придерживался взвешенного подхода в вопросах внешних заимствований. Такой подход способствует проведению более взвешенной экономической политики, опирающейся на собственные ресурсы, а также снижает возможность внешнего влияния на принимаемые решения.

Многоформатное сотрудничество

Китай и страны Центральной Азии являются участниками нескольких интеграционных инициатив, в которых предусмотрено экономическое сотрудничество, включая ШОС, ОПОП и ЕАЭС (только Казахстан и Кыргызстан пока являются членами всех трех инициатив на сегодняшний день). Это предполагает необходимость дальнейшего углубления взаимодействия между этими интеграционными форматами. Исходя из этого, 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Также планируется создание специальной комиссии, которая займется рассмотрением инициатив по сопряжению ЕАЭС и ОПОП.

Следует также сказать, что ОПОП позволяет развивать сотрудничество не только в экономике. Китай также наращивает связи со странами Центральной Азии в гуманитарной сфере. По данным Министерства образования КНР на 2017 г., численность казахстанских студентов в Китае достигла 13,2 тыс., узбекских – около 5 тыс. студентов, кыргызских – около 11 тыс. человек, численность таджикских студентов в Китае пока составляет несколько сот человек. Во всех странах Центральной Азии работают Институты Конфуция, растет количество изучающих китайский язык и желающих учиться в Китае. Китай всячески стремится наладить дружественные отношения и создать положительный имидж Китая в Центральной Азии.

Риски реализации ОПОП

ОПОП является весьма амбициозным проектом, в воплощении которого принимают участие множество стран с различным уровнем развития и интересами, на который требуются огромные финансовые затраты, а период времени реализации растянут на несколько десятилетий. Соответственно, первоочередным риском инициативы ОПОП является операционный риск, то есть вероятность частичного или полного незавершения реализуемых проектов. Например, если одна цепочка дороги или трубопровода транспортного узла, соединяющего несколько стран становится невыполнимой вследствие нежелания или отказа одной из стран, это может поставить под угрозу эксплуатацию всего транспортного узла.

Риски политических перемен в каждой из стран, стихийные бедствия, угрозы безопасности и многие другие факторы могут стать серьезными преградами в реализации проектов ОПОП. В США рассматривают все более укрепляющееся экономическое и политическое влияние Китая как потенциальную угрозу для американских интересов на евразийском континенте. В этом контексте США могут предпринять усилия для наращивания своего участия в регионе и предлагать странам региона альтернативные инициативы.

Несмотря на риски

Несмотря на вышеизложенные риски, инициатива ОПОП является весьма важной для Узбекистана. Во-первых, проекты в рамках ОПОП позволят привлечь существенные инвестиции в инфраструктурные и высокотехнологичные проекты республики и обеспечить рост ее экономики и международной торговли. Во-вторых, внедрение крупных проектов, направленных на разработку и исследования, в частности в нефтегазовой области, помогут найти новые месторождения, что в условиях истощения существующих (особенно нефти) является на сегодня крайне важной задачей отрасли. В-третьих, реализация проектов, являющихся составной частью ОПОП и инициированных Республикой Узбекистан, исходя из ее национальных интересов, будет способствовать модернизации ее промышленного потенциала, а также созданию новых рабочих мест.

Гулчехра Исамухамедова, E-mail: gulchewka@yahoo.com

Ташкентский государственный институт востоковедения

Экономическое обозрение №4 (244) 2020

Поделиться постом

Похожие новости