Исполнение доходов Госбюджета в 2019 году: акцизный налог

Исполнение доходов Госбюджета в 2019 году: акцизный налог

В Узбекистане акцизный налог используется в двух формах: на производимую в республике продукцию и импортируемые товары. До 2019 года в сфере акцизного налога накопилось немало проблем. Так, в целях увеличения бюджетных средств данный налог на производимую продукцию в разные годы устанавливался как на отдельные товары первой необходимости (хлопковое масло, рис, хозяйственное мыло), так и предметы роскоши (изделия из драгоценных металлов и др).

Также акцизный налог устанавливался на продукцию, использование которой оказывает негативное влияние на здоровье человека или ухудшает состояние окружающей среды (сигареты, алкогольные напитки, бензин, дизельное топливо, автомобили, продукция химической промышленности и др.) Использование акцизного налога на продовольственные товары первой необходимости отечественного производства, а также импортируемые в республику, приводило к тому, что они становились более дорогими, что сказывалось на росте расходов граждан, в том числе - малообеспеченных.

В последние годы в процессе реформирования фискальных механизмов государство проводит курс на сокращение влияния налогов на уровень цен завозимого сырья, потребительской продукции первой необходимости, чтобы сделать их дешевле для покупателей. При помощи данного рычага государство также воздействует на потребление продукции, которая может оказать негативное влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды. Это, отчасти, осуществляется на основе корректировки акцизного налогообложения.

В то же время, акцизный налог на производимую в республике продукцию является важным источником для формирования бюджетных средств. Так, общие поступления по этому налогу, взысканные Государственным налоговым комитетом в Госбюджет по итогам 2019 года, составили около 9 496,2 млрд. сум (в 2018 г. - 6 547,3 млрд. сум). Рост поступлений по акцизному налогу, по сравнению с 2018 г., составил 145,0 %. Доля налога в общих доходах Госбюджета 2019 г. составила около 8,5% и превысила на 0,2 процентных пункта (здесь и далее - без учета поступлений по акцизному налогу на импорт).

В 2019 г. сумма средств, поступивших в Госбюджет по акцизному налогу на природный газ составила 2 587,7 млн. сум; бензин, дизельное топливо и газ для конечного потребителя – 2 048,6 сум; табачные изделия – 1 362 млрд. сум; алкогольную продукцию – 1 314,8 сум; услуги мобильной связи – 755,4 млрд. сум; автомобили марки «GM» - 726,2 млрд сум; пиво – 200,1 млрд сум, полиэтиленовые гранулы - 185,0 млрд. сум, сжиженный газ – 105,6 млрд. сум. По данной продукции поступления в бюджет были наиболее крупными.

Росту поступлений средств по акцизному налогу в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, способствовало расширение экспорта энергоносителей, а также включение в состав акцизов налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, услуг мобильной связи и производство полиэтиленовых гранул.

Другим немаловажным фактором, оказавшим влияние на рост поступлений по акцизному налогу, является пересмотр ставок в IV квартале 2019 года. В частности, за 9 месяцев 2019 года сумма поступлений по алкогольной продукции в среднем за месяц составила 91,9 млрд. сум. В то же время, в IV квартале этого же года в среднем за месяц - 137,9 млрд. сум (рост - 150,0 %).

По акцизному налогу на табачные изделия среднемесячный показатель за 9 месяцев составил 100,0 млрд. сум, а в IV квартале 2019 года -154,7 млрд. сум (рост - 154,7 %). Акцизный налог, взимаемый с природного газа, за 9 месяцев составил 203,9 млрд. сум. В IV квартале сумма поступлений составила 250,9 млрд. сум.

В течении 2019 года были произведены следующие подакцизные товары: водка и ликёро-водочная продукция – 13 887,2 тыс. декалитров (1 декалитр составляет 10 литров), этиловый спирт – 6 518,9 тыс. декалитров, вино - 2 126,8 тыс. декалитров, коньяк - 264,4 тыс. декалитров и шампанское - 61,4 тыс. декалитров. По сравнению с 2018 годом, имеет место снижение производства по водке и ликёро-водочной продукции - 1 581,2 тыс. декалитров, этиловому спирту - 698,7 тыс. декалитров.

Несмотря на снижение в 2019 году производства данной продукции, поступления в бюджет акцизного налога по алкогольной продукции в этом же году выросли по водке и ликёро-водочной продукции (236,9 млрд. сум), этиловому спирту (13,5 млрд. сум), вина (1,54 млрд. сума), и снизились по коньяку (428,5 млн. сум), шампанскому (44,7 млн. сум). Таким образом, основной причиной роста суммы акцизного налога является повышение ставок налога по данным видам продукции с октября 2019 года.

С 2018 года в Узбекистане была установлена плата за использование абонентского номера юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями) в фиксированном размере. В мобильных компаниях действуют ежемесячные тарифы, по которым уплачивается абонентская плата в зависимости от набора оказываемых услуг (мобильный интернет, SMS, звонки внутри сети международные звонки и т.д.).

С 2019 года акцизный налог на услуги мобильной связи введен по ставке 15 % с одновременным снижением до 2 000 сум в месяц размера платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями). Таким образом, акцизный налог за оказанные мобильные услуги уплачивается в процентном соотношении.

По товарам, ввезенным в 2019 году в Узбекистан сумма взысканных акцизных налогов составила 818,5 млрд. сум. Данный показатель в 2019 году, по сравнению с 2018 годом,увеличился на 303,6 млрд. сум.

В течение 2019 года на ввозимые подакцизные товары было начислено 818,4 млрд.сум акцизного налога, из которых на транспортные средства приходится 325,8 млрд. сумов, бытовые товары (газовая плита, холодильник, кондиционер, пылесос, утюг и др.) – 106,8 млрд. сум, приборы нагревания воды – 51,1 млрд. сум, нефтепродукты – 73,9 млрд.сум, кондитерские изделия – 42,9 млрд. сум. В 2019 г. сумма примененных льгот по ввезенным товарам по данному налогу составила 17 963,0 млрд. сум.

Целью реформ в этой сфере является движение к оптимальному налогообложению, которое могло бы повысить общественное благосостояние, в частности – увеличить покупательную способность населения в приобретении полезных для здоровья продуктов питания, других потребительских товаров первой необходимости, а также стимулировать здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек (курение, чрезмерное употребление алкоголя).

При проведении реформы акцизного налога необходимо обеспечить такое равновесие между экономической эффективностью и социальной справедливостью в сфере налогообложения, которое признается обществом.

В то же время, необходимо учесть, что тот, кто несет основное бремя налога, не всегда является его плательщиком. Поскольку налоги воздействуют на спрос и предложение, изменение равновесных цен оказывает влияние не только на тех, кто платит налоги, но и на потенциальных налогоплательщиков. Оценивая справедливость налога, необходимо принимать во внимание процессы переложения налогов. Данные критерии целесообразно использовать при осуществлении дальнейших реформ в этой сфере налогообложения.

В целом в соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики реформы сферы акцизного налогообложения будут направлены на сокращение ставок акцизного налога на потребительские товары первой необходимости (производимые в республике и завозимые), а также на сырье и энергоносители, которые импортируются в Республику Узбекистан. Данная мера направлена на рост покупательной способности населения и поддержку отечественных товаропроизводителей.

В этих целях в первую очередь целесообразно отменить акцизный налог на завозимые подакцизные продовольственные товары (молочная продукция, рыба и рыбопродукты, др.), а также на промежуточные товары производственно-технического назначения (металлы и металлоконструкции, ГСМ, лес и другие виды продукции, непосредственно используемые в реальном секторе экономики.

Д.э.н., главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов

Сергей Воронин

*Публикация отражает личные взгляды автора и может не отражать официальную позицию информационно-аналитического портала review.uz

Поделиться постом

Похожие новости