Следуя концептуальному курсу

Следуя концептуальному курсу

На сегодняшний день туризм является одной из самых доходных отраслей. Из года в год в мире наблюдается устойчивая тенденция роста числа международных туристов. Например, в 2018 году этот показатель достиг 1,4 млрд., а туристский экспорт составил 1,7 трлн. долларов США. Таким образом, страна, обладающая туристическим потенциалом, просто обязана развивать туриндустрию. Узбекистан, безусловно, относится к числу таких стран.

В настоящее время в Узбекистане запущен процесс кардинального реформирования отрасли. Его целью является преобразование туризма в стратегическое направление развития национальной экономики, которое обеспечит ее диверсификацию и ускоренное развитие регионов. В своем Послании Президент Ш.М. Мирзиёев определил одной из основных задач в социальной сфере в 2019 году «принять комплексные меры по развитию туризма, привлечению инвестиций в сферу, повышению потенциала кадров».

Для реализации поставленной задачи, а также в целях формирования благоприятных условий для развития туризма была предложена и утверждена Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах. В ней дан анализ текущего состояния сферы туризма, поставлены основные цели, определены этапы и направления развития отрасли.

Анализ текущего состояния показал, что наблюдается положительная динамика роста основных индикаторов туризма. Так, число иностранных туристов в 2018 году выросло на 88%, по сравнению с 2017 годом, а число фирм и организаций, осуществляющих туристическую деятельность – на 112%. Эти цифры говорят о правильности проводимых в сфере реформ.

Концепция будет реализовываться в 2 этапа:

  1. 2019-2020 гг. – институциональные реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, модернизации инфраструктуры и продвижению туристического бренда страны.
  2. 2021-2025 гг. – увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В этом направлении поставлена цель увеличения доли туризма в ВВП страны до 5%.

Надо отметить, что эта цель достаточно амбициозная, так как, по данным WTTC, прямой вклад туристического сектора в ВВП Узбекистана составил 0,9%, или 2,22 трлн. сум., а общий – 2,8%, или 6,7 трлн. сумов.

Рассмотрим более подробно основные направления развития туризма, представленные в Концепции, а также проанализируем результаты уже проделанной работы.

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристической деятельности, имплементация международных норм и стандартов.

В этом направлении активная работа началась еще в 2016 году. С того времени было принято более 55 законодательных актов различного уровня, которые способствовали обновлению отрасли в целом. В первую очередь, было принято решение о преобразовании НК «Узбектуризм» в Государственный комитет по развитию туризма с новой организационной структурой. В состав комитета входят 9 территориальных управлений и 4 департамента по развитию туризма. Помимо этого были приняты программы ускоренного развития внутреннего и въездного туризма, направленные на равномерное развитие туристической индустрии и сглаживание сезонных колебаний туристического спроса.

Ключевым результатом проводимого совершенствования законодательной базы стало принятие в текущем году «Закона о туризме», в разработке которого участвовали специалисты, непосредственно заинтересованные в развитии данной отрасли. По сравнению с предыдущей версией закона, в новой содержится 45 статей, охватывающих все аспекты деятельности сферы туризма, что свидетельствует об актуальности нового закона.

На сегодняшний день для граждан 86 стран установлен безвизовый режим, а граждане 77 стран имеют возможность получения электронных виз, которых выдано уже более 59000. Эти меры привели к увеличению количества туристов на 57% только в течение 8 месяцев текущего года. Таким образом, Узбекистан становится все более открытым и привлекательным для иностранных туристов направлением.

Однако, несмотря на значительные позитивные изменения в области законодательства, в этой сфере существует еще много задач, требующих своего решения. На наш взгляд, в первую очередь это касается дальнейшего совершенствования механизма государственно-частного партнерства. Ведь если будет создана нормативно-правовая база, защищающая и поддерживающая предпринимателей, то они будут активнее участвовать в инвестиционном процессе. Внедрение механизма возмещения части затрат инвестора на строительство и оснащение гостиницы за счет государственного бюджета, предусмотренное Постановлением Президента от 05.01.2019 г., является доказательством заинтересованности руководства страны в развитии данного приоритетного направления.

  1. Развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики с учетом потребностей и запросов туристов.

Анализ динамики числа гостиниц и аналогичных средств размещения позволяет говорить о их практически стабильном росте. Только в 2017 году наблюдается отрицательное значение показателя по отношению к предыдущему. Но, скорее всего, это связано с изменением порядка сертификации гостиничных услуг, произошедшим в середине года. Это подтверждается ростом показателя в 2018 году более чем на 35%.

Также приоритетом является привлечение мировых гостиничных брендов в Узбекистан. В настоящее время уже функционируют такие гостиницы, как Radisson Blu, Wyndham Hotel & Resorts, Ramada, Hyatt Regency Tashkent, Lotte City Hotel Tashkent Palace. Также завершено строительство гостиницы сети Hilton. Помимо гостиниц большое внимание уделяется развитию семейных гостевых домов и хостелов. По итогам 2018 года в Узбекистане функционируют 81 семейный гостевой дом и 57 хостелов, в которых было размещено 7 тысяч и 19 тысяч туристов соответственно. В текущем году были созданы 644 новых семейных гостевых дома, расположенных, в основном, в отдаленных сельских районах.

Работы по улучшению инфраструктуры ведутся постоянно. В 2018 году было значительно улучшено обслуживание транспортных магистралей, открыто 29 информационных центров и организовано 192 wi-fi-зоны. Если деятельность в этом направлении будет продолжаться в таком же высоком темпе, то цели, заявленные в Концепции, будут достигнуты.

  1. Развитие транспортной логистики, расширение внешних и внутренних маршрутов, повышение качества транспортных услуг.

Транспортная инфраструктура – важная составляющая развития туристической индустрии страны. Перед транспортными компаниями поставлена задача – создать единый электронный портал транспортной системы республики, предусматривающий реализацию проездных билетов с удобными стыковками рейсов (автобусные, авиа- и железнодорожные) на основе использования технологии блокчейн, а также определить порядок их функционирования.

Процесс реформирования транспортной системы проходит динамично. Уже принято решение о реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» и создании на ее базе АО Uzbekistan Airways и АО Uzbekistan Airports. Демонополизация авиасектора позволит привлечь компании-лоукостеры, что положительно отразится на стоимости авиабилетов и будет способствовать увеличению туристического потока. За последние время было открыто большое количество дополнительных международных рейсов как через аэропорт г.Ташкент, так и через другие воздушные гавани республики. Введение с 1 октября 2019 года, согласно международным правовым нормам, режима «Открытое небо» в международных аэропортах «Карши», «Нукус» и «Термез», а также «Бухара» с применением «пятой свободы воздуха» при перевозке граждан иностранных государств стало важным событием для всей отрасли.

Развитие железнодорожного транспорта всегда было стратегическим не только для туризма, но и для национальной экономики в целом. Запуск высокоскоростных поездов Afrosiyob – яркое тому подтверждение. Сейчас эти поезда делают остановки в следующих городах: Ташкент, Джизак, Самарканд, Навои, Бухара, Карши, Шахрисабз. Еще одним значительным достижением стал запуск скоростного поезда по маршруту Бухара–Хива–Бухара. Таким образом, железнодорожное сообщение связывает основные туристические центры друг с другом.

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, транспортная инфраструктура еще не вполне отвечает международным стандартам качества. Необходимо развивать не только авиа- и железнодорожное сообщение, но и автобусные маршруты между городами. С этой целью был отменен ряд запретов, например, запрет на движение туристского автобуса в ночное время суток. Внедрена практика каршеринга, повышающая мобильность и комфорт путешествия.

  1. Принятие комплексных мер, предусматривающих снижение влияния сезонного фактора путем диверсификации туристического продукта и услуг.

Как отметил Президент, «развитие разных видов туризма, особенно медицинского, паломнического, экологического, даст мощный импульс укреплению не только экономики, но и социальной сферы».

Медицинский туризм в республике находится на стадии формирования. Но учитывая тот факт, что Узбекистан – одна из немногих стран в мире, где присутствует практически весь спектр лечебно-курортного комплекса, можно предположить, что у этого вида туризма большой потенциал развития.

В феврале текущего года в Узбекистане впервые прошел Международный форум по зиёрат-туризму, по итогам которого была принята Бухарская декларация о признании республики одним из центров зиёрат-туризма.

В целях развития и пропаганды экотуристических возможностей нашей страны была создана организация, специализирующаяся на развитии экотуризма – ООО ECOSARBON.

  1. Развитие внутреннего туризма.

Принятая в 2018 году Программа развития внутреннего туризма «Ӯзбекистон бӯйлаб саёҳат қил!» уже дает положительные результаты. Так, в 2018 году было осуществлено 15487 внутренних туристических поездок. Причем структура распределения в зависимости от того, через какие органы были осуществлены поездки, достаточно равномерная.

Программа направлена на усиление чувства патриотизма, особенно у молодежи. Для этого организуются индустриальные туры на крупные комбинаты, заводы, производственные комплексы, свободные экономические зоны и т.д. В 2018 году более 5,5 тыс. человек стали участниками таких туров. Также был разработан и в данный момент реализуется проект социального туризма для людей с ограниченными физическими возможностями «Путешествие для всех!». При условии дальнейшего совершенствования механизма реализации данной Программы и разработки новых туристических маршрутов есть возможность расширить поток внутренних туристов до 25 млн. в год.

6. Продвижение туристического продукта Республики Узбекистан на внутреннем и внешнем туристических рынках, укрепление имиджа страны как безопасной для путешествия и отдыха.

Создание единого национального бренда – это неотъемлемое условие развития сферы туризма Узбекистана. Участие в международных выставках, проведение тематических фестивалей, форумов способствуют популяризации страны за рубежом. В текущем году национальный туристический стенд «Узбекистан» принял участие в 8 международных туристических выставках и ярмарках. Одними из доказательств объективной необходимости дальнейшего развития этого направления являются публикации об Узбекистане в зарубежных СМИ, число которых постоянно увеличивается. Также значительными достижениями в данной сфере являются получение различных наград, таких как «Самое быстро развивающееся туристическое направление» по версии журнала Wanderlust, номинация «Гастрономический туризм» по версии National Geographic Traveler, вхождение в пятерку самых безопасных стран для туристов-одиночек и т.д.

Помимо этого, нужно продолжать продвигать туристический продукт не только на внешний, но и на внутренний рынок. Для популяризации туризма была налажена организация мероприятий, связанных со спецификой каждого региона республики, например, авторалли «Муйнок-2019», фестиваль «Ракс сехри» в Хорезме и т.д. Создание единого ежегодного календаря культурно-развлекательных, спортивных, выставочных и других мероприятий, на наш взгляд, безусловно, будет эффективным средством продвижения, и его нужно максимально использовать.

  1. Совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации и повышение квалификации работников, оказывающих услуги.

Туризм – отрасль экономики, во многом зависящая от уровня подготовки кадров, предоставляющих туристические услуги. Ведь именно качество сервиса влияет на решение о повторном посещении туристической дестиниции. Несомненно, самым важным достижением в этом направлении стало создание Международного университета туризма «Шелковый путь», в котором на сегодняшний день обучается 621 студент, в том числе: на первом курсе очного отделения – 264 человека, на первом курсе очного по дополнительным образовательным программам – 77, на втором курсе очного отделения – 138, в магистратуре – 42 и на первом курсе заочного отделения – 100 человек. В текущем году также будет осуществляться приём в докторантуру. Университет в будущем должен стать базовой частью единой многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма.

Помимо этого в текущем году было принято решение об организации единой координации со стороны Госкомтуризма девяти средних специальных учебных заведений, подготавливающих потенциальные кадры для сферы туризма. С целью развития научно-исследовательской деятельности был создан Институт развития туризма.

Необходимо развивать и такое направление, как переподготовка и повышение квалификации кадров. В 2018 году этим процессом был охвачен 2361 специалист. Но этого явно недостаточно, так как количество туристов постоянно растет, и, соответственно, должно расти число людей, способных оказывать качественные услуги.

Заключение

В заключение стоит подчеркнуть, что Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан охватывает все сферы туристической деятельности и в ней предусмотрено поэтапное и комплексное решение поставленных задач. Ежегодно будет утверждаться план мероприятий, способствующих реализации Концепции. Данный подход позволит принимать корректирующие меры в случае недостижения целевых параметров, независимо от того, какие факторы на это повлияли – внутренние или внешние.

Туризм – очень динамичная отрасль, чутко реагирующая на любые рыночные изменения, поэтому важно вовремя пересмотреть поставленные цели и принять оптимальное решение. В Концепции представлены прогнозные данные по основным туристическим показателям. Практически все они к 2025 году должны быть удвоены. Следовательно, туризм может стать одной из наиболее прибыльных и рентабельных отраслей экономики. А для того, чтобы это произошло, предстоит эффективная работа всех субъектов туристической деятельности по обозначенным направлениям.

Баходир Тураев, проректор МУТ «Шелковый путь»

Поделиться постом

Похожие новости