Пандемия может замедлить разработку и реализацию инвестиционной политики – эксперт

Пандемия может замедлить разработку и реализацию инвестиционной политики  – эксперт

Эксперт Центра экономических исследований и реформ Ферузбек Давлетов в своей авторской статье для "Подробно.уз" рассуждает о необходимости изменения политики Узбекистана по привлечению иностранных инвестиций и оптимизации уже реализуемых проектов.

– Глобальный инвестиционный процесс испытывает спад в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. Тренды глобальных прямых иностранных инвестиций (ГПИИ) и без того демонстрируют значительные снижения за последние несколько лет. Так, в 2019 году объем ГПИИ составил $1.39 трлн., что на $20 млрд. меньше по сравнению с предшествовавшим годом и на 27% ниже, чем в 2016 году. В 2019 году, потоки ГПИИ сократились в Европе и в развивающихся странах Азии, остались без изменений в Северной Америке и увеличились в Африке, Латинской Америке и в Карибах, и в странах с переходной экономикой.

Приток ПИИ по регионам, млрд. долл. США

По оценкам ЮНКТАД, ситуация с пандемией может привезти к дальнейшему падению ГПИИ от -30% до -40% в 2020-2021 годах. Такие ожидания схожи с оценками ОЭСР, который прогнозирует сокращение потоков ГПИИ более чем на 30% в 2020, при самом оптимистичном сценарии.

По сей день, множество стран со всего мира принимают меры в поддержку инвестиций и в защиту важных отраслей экономики в условиях кризиса. В частности, меры поддержки включают в себя ускорение процедур одобрения инвестиций, усовершенствование онлайн-инструментов и различных электронных платформ, услуги по поощрению инвестиций со стороны специально созданных агентств, схемы стимулирования НИОКР в сфере здравоохранения, приобретение государством доли в ключевых отечественных предприятиях, государственные займы и гарантии для внутренних поставщиков в производственно-сбытовых цепочках.

Правильно организованные ответные меры инвестиционной политики могут внести огромный вклад в борьбу с разрушительными экономическими и социальными последствиями пандемии.

Недавнее видеоселекторное совещание под председательством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева по вопросам инвестиции внесло ясность в процесс реализации Инвестиционной программы текущего года в условиях пандемии COVID-19. Так в 2020 году планируется реализация более 3 тыс. проектов в размере 235 трлн. сумов, где 7 млрд. долл. США составляют прямые иностранные инвестиции.

В 2019 году, общий объем освоенных иностранных инвестиций и кредитов в республике составил 9,8 млрд. долл. США, из которых 4,2 млрд. прямые иностранные инвестиции (Рисунок 2). Также, за I-ый квартал текущего года ПИИ и кредиты составили 3648,9 млрд. сум, иностранные кредиты под гарантию РУз – 6006,1 млрд. сум. Рост иностранных инвестиций и кредитов, по сравнению с I-ым кв. прошлого года составил 117,9%.

Освоение иностранных инвестиций и кредитов (млн. долл. США)

На совещании отмечена важность ускорения тех проектов, которые в условиях пандемии могут обеспечить экономическую стабильность в стране с точки зрения создания новых рабочих мест, увеличение объемов производства и форсирования экономического роста. К примеру, постановление президента от 26 мая о расширении производства цветных и драгоценных металлов на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате подразумевает трехкратное увеличение производства меди и золота, в частности, до 400 тыс. тонн и 50 тонн соответственно. Президентом поручено обеспечить увеличение объемов производства и создание рабочих мест и в других ключевых отраслях экономики.

Главой государства поручено внедрение критериев выбора проектов на основе применения международных стандартов при составлении портфеля для Инвестиционной программы на следующий год. Поэтому, для выявления инвестиционных проектов с четко сформулированными критериями конечных результатов нужна априорная экономическая оценка проектов, что покажет прямое сопоставление выгод от различных проектов.

В нынешнем году 34% всех прямых иностранных инвестиций нацелены на нефтегазовый, энергетический, горнодобывающий и металлургические секторы. Такие отрасли как информационные технологии, химическая, пищевая промышленность, здравоохранение и образование, и другие тоже имеют огромный потенциал по увеличению притока иностранных вложений, но он не реализован в реальном времени в силу отсутствия специфичных подходов.

Иностранные инвестиции и кредиты по видам деятельности за I квартал 2020 года

Следующая поставленная задача во время кризиса, это оптимизация расходов на инвестиционные проекты, которую можно увидеть на примере перераспределения ресурсов в объеме 450 млрд. сумов из Инвестиционной программы на другие цели в виде освоения 40 тысяч гектаров земель и последующего создания 80 тыс. постоянных рабочих мест, что в свою очередь является фокусом на сокращение бедности во время пандемии.

В ходе совещания также было поручено расширить поддержку отечественных инвесторов, то есть обеспечить распространение существующих преференций для иностранных инвесторов и на местных инвесторов. Например, при превышении стоимости проекта определенного порога, некоторые потребности проекта будут удовлетворены за счет государственной казны.

Подобные изменения во время пандемии весьма актуальны. К примеру, в марте текущего года КНР обязал свободные экономические зоны предпринять ускоренные действия, чтобы китайские и иностранные компании могли получить равный доступ к режиму преференциальной политики.

Кроме того, перерывы в работе государственных служб большинства стран ускорили использование электронных платформ, которые обеспечивают непрерывность некоторых ключевых услуг. Обычно, такого рода онлайн-инструменты реализуются при содействии международных организаций, к примеру, с помощью инструментов электронной регистрации ЮНКТАД.

Также, другие виды административного содействия в период кризиса четко сформулированы в «меню действий» содействия инвестиционной деятельности ЮНКТАД:

• Сокращение времени обработки заявок на инвестиции и упрощение процедур налогообложения.

• Предоставление своевременных и соответствующих административных консультаций; информирование заявителей о состоянии их заявок.

• Поощрение и развитие институционального сотрудничества, и координация. Создание единого органа по утверждению в режиме онлайн; уточнение ролей и подотчетности между национальными и местными органами власти, в тех случаях, когда присутствует несколько ответственных ведомств.

• Сведение к минимуму затрат инвесторов в процессе утверждения инвестиций.

• Облегчение, в рамках соответствующего законодательства, въезд и пребывание персонала инвестиционного проекта (облегчение выдачи виз, устранение бюрократических препятствий).

• Упрощение процесса подключения к необходимой инфраструктуре общественных услуг.

• Проведение периодических обзоров инвестиционных процедур, обеспечивая их простоту и прозрачность.

• Создание механизмов для распространения надлежащей административной практики, применяемой в особых экономических зонах, на более широкую экономику.

Наряду с распространением COVID-19, правительства и международные организации принимают обширный пакет программ по предотвращению худшего исхода для мировой экономики. В аспекте инвестиционной политики, это означает, прежде всего, поддержание приемлемого уровня ликвидности компаний, стимулирование инвестиций в наиболее пострадавших из-за коронавируса отраслей, предоставление бизнесу максимальной административной поддержки в повседневной деятельности, поддержание баланса цепи поставок и защиту интересов национальной безопасности в отношении ключевых отечественных отраслей.

В заключении стоит сказать, что пандемия может замедлить разработку и реализацию инвестиционной политики. Снижение административного бремени для фирм и устранение бюрократических препятствий способствует более эффективным производственным процессам и привлечению иностранных инвестиций.

Динамичная реализация инвестиционных проектов является одной из ключевых задач в стабилизации экономики в свете ожиданий падения потоков глобальных инвестиций в краткосрочной перспективе из-за ситуации с пандемией.

В такой период, очень важно пересмотреть существующие проекты на вопрос эффективности с точки зрения приумножения существующих мощностей, создания новых рабочих мест. Также, есть потребность в диверсификации притоков ПИИ в другие отрасли, в оптимизации расходов для борьбы с бедностью в период пандемии, в создании равных условий для местных и иностранных инвесторов и во внедрении электронных платформ для обеспечения непрерывности инвестиционных услуг.

Поделиться постом

Похожие новости